Законотворчество по укреплению российских границ.

Становление Московского государства происходило в условиях бурного проявления внешне - и внутриполитических событий. В результате закономерно вставал вопрос о необходимости восстановления и совершенствования системы охраны границ.

Важнейшим направлением в работе Российского государства по укреплению границ стала законадательная деятельность.

В 1623 г. царем Михаилом Федоровичем был подписан «Устав о сторожевой и станичной службе». Данный «Устав» был разослан к воеводам пограничных городов 1 марта 1623 г. В нем определялось:

Относительно станиц:

Посылать станицы с 25 – го марта, или как откроется весна. Перед отправкой станиц на службу воевода должен собрать в съезжую избу всех станичников, детей боярских, атаманов, ездоков и вожей, пересмотреть их по спискам и отправить списки своего смотра в Москву;

Всех станичников разделить на две половины. Первую половину посылать с 25 – го марта по август, вторую половину с 1 – го августа по 15 ноября;

В каждой станице должно было быть по сыну боярскому, атаману, шесть ездоков и два вожа;

При отправлении станицы воевода выдавал наказные памяти, скрепленные воеводской печатью, чтобы станичники ездили бережно и осторожно, доезжали до указанных урочищ и привозили воеводам «доездные памяти», как доказательство того, что они доезжали до конца маршрута;

В случае обнаружении сакмы два или три станичника должны были известить об этом воеводу, а остальная станица продолжать службу;

В случае обнаружения татар станица должна была произвести разведку о точном количестве людей и направлении, после чего доложить об этом воеводе;

По приезду станичников с такими вестями воевода должен был их подробно допросить. После чего отправить гонца в Москву и соседние города.

Относительно сторожей:

Высылка сторожей на караулы также производится 25 – го марта, или когда стает снег;

Воевода должен был отправить в Москву роспись сторожей с прописанием сколько человек отправлено на сторожи, расстоянием от города до каждой сторожи, расстоянием между соседними сторожами;

Сторожа были обязаны день и ночь стоять в караулах и совершать разъезды от одной сторожи к другой;

Воевода был обязан как можно чаще посылать дозорщиков следить за исправным несением службы.

В отношении сторожей и станичников:

Воевода имел право наказывать сторожей и станичников, если станичники не будут доезжать до указанных им урочищ, а сторожа покинут свои караулы без смены;

В случае нападения на сторожу и станицу воевода обязан был немедленно писать об этом в Москву, с обозначением урона.

Данный «Устав», сохранив в основном принципы сторожевой и станичной службы, заложенной еще при Иване IV, включил в себя и положения, не вошедшие в «Приговор» Воротынского от 16 февраля 1571 г., но получившие свое развитие в более поздних боярских приговорах. Так, согласно «Уставу» и росписям, станицы теперь не доходили теперь до Днепра, низовьев Донца и Дона. Самые дальние разъезды ограничивались реками: Семью, Пселом, верховья Ворсклы, Оскола, Волуя и Тихой сосны. Сторожи из Путивля, Белгорода и Волуек, самых дальних степных городов, не отходили от города далее пятнадцати верст, в то время как по «Приговору» Воротынского сторожа и станицы уходили до сорока – шестидесяти верст).

Данный «Устав» с внесенными изменениями действовал до конца XVII века.

В 1649 г. при сыне Михаила Федоровича, Алексее Михайловиче, было принято «Соборное уложение». Источниками для «Уложения» послужили Судебник 1550 г., царские указы, Кормчая книга и Литовский Статут 1588 г.

В «Уложении», пожалуй впервые, рассматриваются вопросы выезда российских подданных за границу. Теперь для выезда за границу требовалась специальная грамота, которую выдавали воеводы приграничных городов. В случае выезда за границу без грамоты виновных должны были бить кнутом, если они выезжали за границу «для торгового промыслу», если же «для измены или для иного какого лихого дела» - казнить смертью.

Принятие «Уложения» свидетельствовало о начале новой таможенной политики России, отличительной чертой которой был протекционизм.

С 1569 г. английским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли в России. В 1596 г. такое право получили шведы. Однако иностранные купцы захватывали торговые пути, повышали цены на свои товары, сбивали на русские.

В 1646 г. данные льготы отменяются. Иностранным купцам было велено «…ходить на кораблях с моря к Городу и от Города на море Двинским новым Березовским устьем, и приставать бы им к таможне, а тайно не торговать».

В 1649 г. английским купцам было запрещено торговать повсеместно, кроме Архангельска. Причиной введения таких мер были перечислены в указе Алексея Михайловича, это «…несправедливые и вредные для торговли Российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство короля Карла I».

В 1653 г. Алексеем Михайловичем был подписан «Именной Указ с боярским приговором о взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров». Многочисленные таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной. Иностранные купцы платили теперь по два алтына (двенадцать денег) с каждого рубля, а за товары, отвезенные вглубь страны, или обратно за рубеж еще по четыре деньги с рубля.

Расширение торговых связей России с заграницей, активизация иностранных купцов поставил вопрос о продолжении таможенной реформы. 22 апреля 1667 г. был составлен, а 10 мая 1667 г. введен в действие Новоторговый Устав. Устав носил ярко выраженный протекционистский характер. Пошлины с иностранных купцов были увеличены почти в четыре раза, проезжие пошлины повышены в пять раз. Отныне иностранцы могли торговать только в приграничных городах Архангельске, Новгороде и Пскове. В Москву иностранным купцам разрешалось приезжать только со специальной жалованной грамотой.

Протекционизм в торгово – таможенной политике и борьба с контрабандой стали одним из стержней государственной деятельности Петра I.

Реформы таможенного законодательства, начатые в 1699 г., вступили в важную фазу в 1717 г., когда последовал целый ряд указов, главной целью которых было ограничение ввоза иностранных товаров наряду с таможенными льготами российским купцам. Одновременно всемерно усилилась борьба с контрабандой. Результатом проделанной работы стал новый таможенный тариф 1724 г., носивший явно протекционистский характер. На отдельные виды товаров, производившихся в России (железо, парусина, скипидар, воск и т. д.), ввозная пошлина достигла 75%.

После 1721 г. вся таможенная сеть на сухопутной границе была откуплена частными лицами. Контрабандный товар, конфискуемый на специальных заставах, которые по указу 1723 г. перекрывали все дороги, обходящие таможни, тут же передавался воинскими караулами откупщикам.

Меры по пресечению контрабанды Петр I пытался предпринять и на море. В 1724 г. в инструкции Коммерц – коллегии было записано: «Коммерц – коллегии иметь таможенные яхты с служителями для всяких отправлений купеческих дел».

Важно отметить, что строительство и совершенствование системы охраны границ России в XVII – XVIII вв. отражались не только в законодательных и правовых актах, но и в документах, фиксировавших межгосударственные отношения. Так в руско – шведских Столбовском и Кардиском трактатах и Ништадтском мире, русско – польском трактате «О вечном мире» давались конкретные распоряжения пограничной администрации по содержанию границ и организации службы на них.

С законотворческой деятельностью по охране границ связана и совершенствование государственного аппарата, а в связи с этим и всех сетей управления пограничными делами. В XVII в. наступил расцвет для приказной системы управления. В первой четверти XVII в. действовало около 50 – 60 «центральных» приказов разной величины и значения.

Из приказов наиболее значимым в проведении пограничной политики был Разрядный. Пограничными делами в приказе занимался Московский стол, который вел учет личного состава, оформлял назначения пограничных воевод, следил за состоянием укрепленных линий, сторож и станиц. Территориальный учет велся через местные приказы, а также входил в обязанности Поместного приказа.

Ко второй четверти XVII в. часть военно – административных функций перешла к Стрелецкому и Казачьему приказам. В 1624 г. был создан Иноземный приказ, который ведал делами офицеров, назначенных в «полки нового строя». С 1649 г. действовал Рейтарский приказ, занимавшийся вопросами комплектования и подготовки конницы. Для управления Сибирью в 1637 г. был создан Сибирский приказ, в чьем ведении находилось пограничное население Сибири и «служилые», несшие форпостную службу в Сибири.

Вопросами таможенных сборов в России занимался Приказ Большой казны. Кроме того в Москве существовала Большая таможня, Посольская новая таможня (оформление товаров иноземцев), а также ряд других централизованных учреждений, в которых в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы.

Таким образом минимум семь приказов занималось вопросами военной и экономической охраны границы, что было неудобно.

В 1717 – 1718 гг. Петр I создает вместо приказов коллегии, которые ведали основными направлениями государственной политики. Созданием коллегий Петр I добивается большей централизации и устраняет дублирование в отношении охраны границ. С этого времени формирование пограничной политики стали компетенцией Военной, Адмиралтейской, Коммерц – коллегии и Коллегии иностранных дел. Определяющей была Военная коллегия, в ведении которой находились все сухопутные войска России, в том числе и те, которые выполняли задачи по охране границы.

Важнейшим направление деятельности государства по охране рубежей было формирование их социальной базы.

Одним из главных путей решения этой проблемы Романовы видели в более широком использовании в охране границ казаков, наряду с воинскими формированиями.

Донское казачество, которое Московия поддержало в борьбе с Турцией, взяло на себя обязательство нести службу по охране границы на юге. По требованию царя оно должно было выставлять войска на войну. Москва же обязалась помогать казакам своими силами. С 1643 г. в Черкасске был посажен русский воевода со стрельцами, а с 1645 г. там уже было около 5 000 ратных людей во главе с князем Семеном Пожарским.

Петр I понимал значения казачества в охране границ. Поэтому во время его царствования донское казачество продолжало охранять южную границу России. К тому времени они имели 121 городок с шестью десятитысячным населением. Указом от 3 марта 1723 г. дела Донского казачьего войска передавались в ведения Военной коллегии. Над казаками поставили войсковую канцелярию. Все чины до походного атамана избирались. Казаки освобождались от всех видов пошлин и им устанавливалось жалование. Организация службы казачества, заложенная Петром I, в основном просуществовала вплоть до 1917 г.

С начала XVII в. пограничное население Российского государства пополняли днепровские казаки, уходившие из Левобережной Украины. Этот процесс привел к тому, что к царствованию Алексея Михайловича на Слободской Украине возник людской контингент, достаточный для формирования оборонительной системы. Алексей Михайлович создал пять слободских полков, ставших действенным средством укрепления украинских границ.

Существенную роль в становлении системы охраны границ на юго – востоке сыграл переход яицких казаков в подданство Москвы в 1613 г. Именно они создали и несли пограничную службу на Закамских и Сибирских линиях. Кроме того, яицкие казаки широко привлекались к охране южных и западных рубежей Российского государства.

Процесс насыщения границы людьми осуществлялся также за счет переселения крестьян их внутренних областей страны. Данная политика получила особое распространение в период царствования Алексея Михайловича. Он издал специальный указ, согласно которому переселенцы получали право на беспошлинную торговля и на пять лет освобождались от всех налогов.

Кроме того пограничное население пополнялось за счет огосударствления пограничных окраин. А охране границ принимал участи не только русский, но и все остальные народы, населявшие Россию. Так Острогожский, Харьковский, Ахтырский, Сумский и Изюмские слободские полки были сформированы полностью из украинцев. Немцы, латыши, литовцы, эстонцы составляли значительную часть отрядов, направлявшихся в Сибирь. После Северной войны шведские пленные офицеры и солдаты, отказавшиеся вернуться на родину, вступали в полки нового строя и несли службу на границах. Уже к 1681 г. в России было 63 таких формирования, насчитывавшие девяносто тысяч человек.

Таким образом законотворчество России по охране границы в данный период охватывает вопросы военной и экономической охраны границ, усовершенствования государственного аппарата, а также заселению вновь приобретенных территорий.

 
Хостинг от uCoz