Из докладной записки начальника Политуправления войск НКВД СССР о боевой деятельности Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД им. К. Е. Ворошилова на подступах к Ленинграду с 17 августа по 5 сентября 1941 г.

6 сентября 1941 г.

Начальник училища полковой комиссар Григорьев представил донесение о боевой деятельности училища с 17 августа по 5 сентября 1941 г.

В связи с осложнением обстановки на подступах к Ленинграду 17 ав­густа 1941 г., согласно приказу командующего Северным фронтом, батальоны Шорина и Золотарева получили задачу выставить заслон на рубеже: 1-й батальон (Шорина) — колхоз Чух. Анташи, Ожогино, Волгово, 2-й батальон (Золотарева) — Хюльгизи, Пульево, Смольково, Дылицы. Впереди действовали части Красной Армии (1-я и 2-я гвардейские дивизии), под прикрытием которых батальоны и должны были занять и подготовить оборону...

2-й батальон был усилен саперной ротой погранвойск Ленинградского округа и должен был быть поддержан одной 76-мм батареей, но батарея к месту назначения не прибыла и бой батальона не поддержала. 1-му батальону была придана зенитная батарея. Оба батальона действовали самостоятельно и в оперативном отношении были подчинены командарму 42-й генерал-майору Беляеву.

Действия 1-го батальона

На рассвете 18 августа 1941 г. 1-й батальон занял оборону и успеш­но отражал наступление передовых и разведывательных частей противника, и только 4-я рота (лейтенанта Гамаюнова), оборонявшаяся в районе Волгово, получившая задачу наступать в направлении Торосово — Губаницы, 18 августа 1941 г. вечером была атакована танками и мотопехотой противника и частично окружена. Рота группами пошла на соедине­ние к батальону и 19 августа в основном присоединилась к батальону. Командир роты с двумя курсантами вышел из окружения только 24 ав­густа.   Из   состава   роты   не   вернулся   из   окружения   21   курсант.

Командиру 1-го батальона майору Шорину, оборонявшемуся в районе Чух. Анташи, было приказано всех отходящих красноармейцев 1-й гвардейской дивизии останавливать и формировать подразделения. К 22 августа 1941 г. из отходящих подразделений было сформировано два батальона, на командные и политические должности в этих батальонах были поставлены преподаватели, которые выехали на фронт с 1-м батальоном. Предполагалось из этих двух батальонов и 1-го батальона (Шорина) организовать полк, но впоследствии люди были возвращены в 1-ю гвардейскую дивизию, а батальон Шорина 30 августа был направлен в распоряжение командующего Копорской оперативной группой генерал-майора Семашко, последний переподчинил батальон командиру 2-й дивизии народного ополчения и направил в район Заболотье (в 30 км северо-западнее Русские Анташи), куда батальон и прибыл в 17—18 час. 31 августа 1941 г., а преподаватели в количестве 16 человек были отозваны в распоряжение училища.

Противник к этому времени в районе Копорье стал теснить подразде­ления 2-й дивизии народного ополчения. Для восстановления положения командиром дивизии были направлены в контратаку только что подошедшие 3-я и 4-я роты, которые успешно контратаковали и отбросили пехоту противника, нанеся ему большое поражение, уничтожив батальон противника. 3-я и 4-я роты потеряли в этом бою до 60—70 человек и убитыми и ранеными курсантов и командиров. После успешной контратаки весь батальон был выведен в резерв командира 2-й дивизии народного ополчения и занял оборону в районе Фралевицы. Впереди на рубеже Гостилово — Ласуны оборонялись части 2-й дивизии народного ополчения.

В проведенных 1-м батальоном операциях следует отметить действия 1-й роты.

В ночь на 26 августа взвод курсантов 1-й роты произвел ночной налет на дер. Вологово. В результате этого налета было уничтожено четыре немецкие автомашины, груженные различным имуществом, порвана связь, убито около 40 фашистов. В процессе этого налета курсанты Чернышев и Трасицын прикрывали отход взвода, ведя обстрел врага, не давая ему замкнуть кольцо вокруг взвода. Когда весь взвод вышел и был выведен последний раненый, у Чернышева и Трасицына осталась только одна граната. Их последняя попытка прорваться через кольцо не удалась, и они взрывом гранаты взорвали себя, но не сдались в плен противнику.

4 сентября 1941 г. части 2-й дивизии народного ополчения должны были передать участок частям 125-й стрелковой дивизии и отойти на отдых. Во время смены частей противник повел наступление и сменяющиеся части, не предупредив наш батальон, стали отходить, тем самым оголили расположение батальона как с фронта, так и с флангов. Противник после мощной артиллерийской и минометной подготовки по батальону перешел в наступление и стал теснить подразделения, которые отдельными группами стали отходить в направлении Воронино. В этом бою батальон потерял до 120 человек убитыми и ранеными, 171 человек не вернулся, и их судьба неизвестна... Батальон продолжает оставаться в бою.

Действия 2-го батальона

Уже 17 августа разведка 2-го батальона столкнулась с передовыми частями противника и вступила в бой. После непродолжительного боя, в результате которого был подбит один танк и убит один офицер, разведка без потерь возвратилась в ядро роты.

На протяжении с 18 и до 23 августа противник вел усиленные атаки на подразделения 2-го батальона, стремясь прорваться к Красногвардейску. Однако упорная борьба всего личного состава 2-го батальона была настолько сильна, что все попытки прорваться через линию обороны батальона не увенчались успехом, и враг был вынужден отказаться от прорыва к Красногвардейску. Только 23 августа, когда противник узнал, что в районе обороны батальона нет противотанковых средств, очень незначительно техническое оснащение наших подразделений, он двинул против батальона большое количество танков, начал массовый обстрел из артиллерии и минометов и различного автоматического оружия. Все эти психические действия врага не повлияли на стойкость личного состава; курсанты, командиры и политработники продолжали оказывать сопротивление всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Однако техническое и численное превосходство противника привело к тому, что подразделения училища были расчленены, а затем и окружены врагом.

Таким образом, 2-й батальон после пятидневного боя попал в окружение, и только незначительная часть курсантов во главе с командиром взвода лейтенантом Костаковым прорвалась через окружение и заняла новый район обороны. Основная часть батальона осталась в окружении. Вместе со 2-м батальоном оказались в окружении полковой комиссар Горский, редактор газеты политрук Свистунов и уполномоченный 3-го отдела ст. лейтенант Сафронов.

Начиная с 23 августа и вплоть до 1 сентября, курсанты и командиры 2-го батальона небольшими группами выходили из окружения и на 1 сентября вышло курсантов 196, командиров — 9, всего — 205. Вместе с ними возвратились командир батальона капитан Золотарев, уполномоченный 3-го отдела ст. лейтенант Сафронов, командир роты лейтенант Усенко, командиры взводов лейтенанты Новожилов, Пятков и другие. О судьбе остального личного состава точных данных нет, так как выноску и эвакуацию раненых с поля боя проводили не только работники санитарной части училища, но и медперсонал других частей. Поэтому до сих пор точно не установлено количество раненых, убитых, а также пропавших без вести.

Из всего 2-го батальона, который к моменту выступления на фронт состоял из четырех рот в количестве 579 человек, осталось 2 роты — 208 человек. Из них начсостава — 12, курсантов — 196.

Потери батальона могли бы быть значительно меньше, если бы батальон занимал нормальный район обороны, имел достаточную техническую оснащенность и должную поддержку со стороны соседей. К сожалению, всего этого не было. Перед батальоном была поставлена чрезвычайно сложная задача, и батальон ценою больших потерь эту задачу решил.

По отзывам председателя Леноблсовета Соловьева, который находился на командном пункте 2-го батальона, а также командарма 42-й генерал-майора Иванова, личный состав батальона показал образец большевистской стойкости, высокий советский патриотизм, отсутствие страха и свою преданность нашей социалистической Родине.

В процессе боя многие курсанты и командиры проявили высокое мужество и геройство. Капитан Теренин (начальник инженерной службы училища) во время прохождения колонны фашистских танков, выскочив из окопа с командой подразделению «Вперед, на уничтожение фашистских гадов», повел курсантов на разгром танков. Под руководством капитана Теренина курсанты метали связки гранат, бросали бутылки с горючим на фашистские танки. Танки один за одним выводились из строя. Всего в этом бою было уничтожено семь танков и их экипажи. Кроме капитана Теренина, в этом бою отличились курсанты Сиденков и Дудник, которые, не страшась смерти, метали гранаты и бутылки с горючим, в результате чего из семи подбитых танков три танка подбили Сиденков и Дудник...

Таким образом, 2-й батальон потерял убитыми 26 человек, ранеными — 79 и без вести пропавшими — 239 человек, а всего — 344 человека, или 63,7% своего состава.

2-й батальон в своем полном составе по распоряжению начальника охраны войскового тыла Северного фронта генерал-лейтенанта Степанова 3 сентября 1941 г. направлен в Ленинград в расположение 35-го полка войск НКВД, где с 5 сентября 1941 г. приступил к плановым занятиям по подготовке политруков и командиров взводов.

Начальник Политуправления войск НКВД СССР дивизионный комиссар Мироненко

 

 

 
Хостинг от uCoz