Под красной звездой.

Форма морской пограничной охраны в 1918 - 1933 годах.

В. Куликов

 

После октября 1917 года в России стали создаваться новые силовые структуры, в том числе пограничная охрана. Она была учреждена при Наркомате по делам финансов декретом Совнаркома РСФСР от 28 мая 1918 года. В ее составе предусматривались морские части для охраны «рыбаков и промышленников» в территориальных водал России. Вооружение и обмундирование личного состава noгранохраны осуществлялось по нормам, установленным для Красной Армии. Этот порядок не изменился и при организации флотилии пограничных судов Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ, созданного в 1922 году. Были сформированы Северная, Балтийская, Черноморская, Каспийская, Амударьинская флотилии, отряд судов Чудского озера, затем Морская пограничная охрана на Дальнем Востоке.

Недостаток обмундирования вынудил Морское ведомство в январе 1918 года «до выработки новой формы одежды разрешить донашивание старой формы». Предоставлялось также право ношения гражданской одежды вне службы. Заметим, что, поскольку с началом первой мировой войны корабли Отдельного корпуса пограничной стражи вошли в состав действующего флота, то особое обмундирование их моряков, естественно, не сохранилось.

Чтобы отделить военморов от «прикрывающихся морской одеждой развращенных элементов», подчеркнуть единство РККА и Красного Флота, в ноябре 1918 года было приказано распространить на военных моряков ношение «революционной кокарды, Красной звезды с молотом и плугом» на головном уборе и нагрудный знак - «звезду красного командира», наложенную на якорь и овал из якорь - цепи. Однако «кокарды» не были единообразными по рисунку и размерам. Встречались и аналогичные принятым в РККА, с двумя перекрещенными якорями под звездой, а на бескозырках вплоть до 1922 года наряду со звездами многие носили металлические якорьки. Командный состав имел на фуражках эмблему, введенную еще при Временном правительстве, - якорь, обрамленный «колосьями». С 1921 года над ней стала помещаться красная звезда.

В связи с упразднением советским правительством в декабре 1917 года чинов, званий, наружных знаков различия и отличия весь личный состав флота носил звание «военный моряк», командный состав именовался по должности - например, «гражданин командир», «гражданин механик» и так далее.

В связи с трудностями и значительным временем для подготовки комтсостава для флота выборность его была ограничена и изжила себя раньше, чем в Красной Армия. Командование в основном осуществлялось прежними офицерами - «военспецами». Как и в армии, существовал институт военных комиссаров. Для руководства флотами и флотилиями при РВС создали Морской отдел во главе с командующим Морскими силами Республики, подчиненным главнокомандующему Вооруженными Силами. Для начальствующего состава флота были установлены должности: командующий флотом, начальник штаба флота, флагман, командир корабля, штурман, инженер-механик и другие.

В соответствии с изданным в 1921 году «Уставом внутренней службы на судах флота» устанавливалось деление личного состава на командный и некомандный. От лиц первого из них (командир, его помощники, старшие морские специалисты, штурманы, инженер - механики, врачи и другие) требовалось наличие длительной подготовки в специальных учебных заведениях, от лиц второго (старшины) - окончание военно - морской школы.

Личный состав делился также по специальностям: морская механическая, электротехническая, медицинская и хозяйственная. Во главе каждой из них стоял старший специалист командного состава. Специальности, в свою очередь, делились на ветви. Например, морская включала специально - морскую, штурманскую, артиллерийскую и минную ветви. Ветви - на группы из более мелких подразделений во главе со старшинами.

Для лиц некомандного состава морской специальности были установлены должности: старший боцман, боцман, морской старшина, матрос, ученик-матрос, старший марсовый, марсовый, парусник, плотник, маляр, водолаз, водолазный старшина, оружейник, горнист, шкипер, подшкипер.

Форма одежды и знаки различия военных моряков были установлены в октябре 1921 года, когда пограничная охрана входила в состав Военного ведомства. Головные уборы - черные суконные фуражки и бескозырки с черным кантом. Летом на тулью надевался белый полотняный чехол. Околыш обтягивала черная муаровая лента. На лентах бескозырок золотом наносилось наименование флотилии. Зимним головным убором была ватная шапка из черного бобрика.

Некомандный состав получал белую и синюю рубахи, бело - синюю полосатую тельняшку, черный суконный двубортный бушлат. Комсоставу полагались синий суконный и белый полотняный кители, черная тужурка, которая носилась с жилетом, белой рубашкой и черным галстуком, брюки черные и белые полотняные, суконное темно - серое пальто.

Рабочее платье, рубахи с «боевыми номерами» на карманах делались из парусины или синей нанки. Бляха поясного ремня имела изображение двух перекрещенных якорей, но допускалось и ношение армейских ремней с одношпеньковой пряжкой.:

В строю командный состав носил револьвер и саблю, вне строя - кортик.

Правил ношения форменной одежды еще не существовало. К приказу прилагались рисунки, объясняющие, в каких сочетаниях и как могут носиться предметы одежды.

В качестве знаков различия лиц комсостава, имевших военно - морское образование, служили нашивки на левом рукаве красного цвета трех размеров по ширине, окантованные золотистой каймой, выше полос нашивалась красная звезда в золотом окаймлении. Отличием комиссаров была большая пятиконечная красная звезда с окантовкой.

Некомандному составу флота на левом рукаве нашивались эмблемы специальностей красным шелком на суконном круге. Командному и некомандному составу, не имевшему военно - морского образования, вначале установили знаки различия, существовавшие в Красной Армии, но в 1922 году их сменили вышеописанные красные полосы в серебряной окантовке.

В мае следующего года приказом Реввоенсовета Республики цвета полос разделились - красный был оставлен военно – морскому комсоставу, коричневый получили береговой и административный составы частей флота, малиновый – инженер - механики и инженер - электрики, темно - синий - гидрографы, темно - зеленый - технический комсостав, голубой - гидроавиация и светло - синий медперсонал.

16 апреля 1923 года Приказом ГПУ форма одежды погранфлотилий была установлена такой же, как и в Морском ведомстве, - с нарукавной звездой и знаками различия (полосами) красного цвета в зеленой окантовке.

Отметим, что с июля 1924 года флотский рядовой состав стал именоваться «краснофлотцами».

В ходе военной реформы 1924 - 1925 годов проводится ряд мероприятий по укреплению флота -осуществляется переход к единоначалию, вводится новый «Устав корабельной службы РККФ», согласно которому весь личный состав был разделен на краснофлотцев: высшего, старшего и среднего комсостава, младшего командного и рядового состава. Вводится обращение «товарищ начальник». Старший и средний комсостав подразделялся на старших и младших специалистов. Младший командный и рядовой состав делился на главных старшин, старшин и специалистов рядового состава.

6 января 1925 года был подписан приказ РВС СССР № 6, определивший флотскую форму одежды и знаки различия мирного периода. Установленными «Правилами ношения флотской одежды» она делилась на парадную, служебную и повседневную, а в зависимости от погодных условий - на десять номеров.

Командному, политическому, административному составу полагались:

- двубортное пальто шинельного сукна темно - серого цвета, на двенадцати металлических пуговицах;

- двубортная черная суконная тужурка на шести пуговицах, с двумя боковыми и прорезным нагрудным карманами. При ней носили суконный жилет, белую рубашку и черный галстук;

- синий диагоналевый китель со стоячим воротником на пяти пуговицах, с двумя прорезными боковыми и двумя накладными нагрудными карманами с клапанами;

- белый китель с пятью пуговицами и двумя нагрудными накладными карманами;

- черные суконные брюки;

- белые летние брюки;

- высокие сапоги, ботинки на шнурках;

- черная суконная фуражка с черной шелковой лентой вокруг околыша. Летом поверх надевался белый чехол;

- зимняя черная суконная шапка с назатыльником и козырьком из темного меха. Значок ранее описанной формы прикреплялся над козырьком;

- пуговицы золотистые и серебристые с якорем.

Оружие - в строю револьвер и сабля, вне строя - кортик.

Обмундирование младшего комсостава и рядовых краснофлотцев включало:

- однобортное пальто шинельного сукна на шести медных пуговицах;

- черный бушлат суконный двубортный на двенадцати пуговицах, с двумя боковыми карманами;

- темно - синюю фланелевую или суконную рубаху с откидным воротником и манжетами;

- форменную белую полотняную рубаху с синим воротником, манжетами;

- черные суконные брюки, летние белые полотняные брюки;

- парусиновое рабочее платье, рубаху с нашивным нагрудным карманом, брюки;

- синее нанковое рабочее платье, однобортную куртку со стоячим воротником, с двумя боковыми и нагрудными нашивными карманами, брюки;

- тельняшку с белыми и синими полосами;

- черный поясной ремень с медной бляхой с изображением якоря со звездой;

- высокие сапоги, ботинки на шнурках;

- черную суконную фуражку с черной шелковой лентой вокруг околыша, с золотыми якорями («бескозырку»), с надписью названия корабля или части, с красной звездой на тулье;

- зимнюю шапку того же образца, что и у комсостава, но со звездой краснофлотцев.

Нарукавные знаки специальностей пришивались на левом рукаве.

На рубеже двадцать четвертого - двадцать пятого годов характер знаков различия был изменен. Разделение комсостава в соответствии с «Положением о прохождении военной службы в Военном ведомстве» по категориям означало, что и знаки различия среднего, старшего и высшего состава определяли теперь не должность, а категорию. Они представляли нарукавные нашивки на обоих рукавах всех видов форменной одежды, размещенные на 7, 5 сантиметра выше верхней строчки обшлага. Над верхним галуном пришивалась алая пятиконечная звезда.

Полосы и звезды окантовывались золотым галуном у командного и командно - политического состава плавающих частей, штабов РККФ, учреждений флота. У прочих учреждений и частей - серебристым. Галуны были трех разновидностей: широкие, средние, узкие.

6 апреля 1925 года новые знаки различия приказом ОГПУ были введены и в Морской пограничной охране войск ОГПУ, но на ленточках бескозырок значилось: «Погранфлотилия», нарукавные звезды имели зеленую окантовку.

Окружность нарукавного знака специальности для главных старшин и им соответствующих с апреля 1926 года выполнялась из золотой канители, затем эта особенность распространилась на всех сверхсрочнослужащих. В октябре этого же года приказом ОГПУ для пограничной охраны был объявлен свой перечень должностей и знаков различия, а в ноябре в связи с переименованием Главной инспекции войск ОГПУ в Главное управление пограничной охраны на лентах бескозырок наносилась надпись: «Морпогранохрана ОГПУ». Начальствующему составу для ношения вне строя было введено непромокаемое темно - синее пальто (на следующий год цвет стал темно - серым), несколько изменился размер нарукавного знака специальности, а в 1932 году вводятся «повседневная» и «походная формы одежды».

И все же, несмотря на проделанную большую работу, за столь короткий - пятнадцать лет - срок, значительная часть которого пришлась на гражданскую войну и восстановление разрушенного народного хозяйства, создать достаточно эффективную морскую пограничную службу не удалось. Корабельного состава недоставало, приходилось использовать суда Военно - Морских Сил. Несовершенство организационной структуры приводило к тому, что эти суда находились в двойном подчинении: оперативном - начальникам погранотрядов, фактическом - командирам баз, которые не несли прямой ответственности за охрану границы. Это сказывалось не только на боевой подготовке, но и на обеспечении техникой, вещевом снабжении экипажей пограничных кораблей.

В начале тридцатых годов правительство нашло возможность увеличить ассигнование на содержание морских пограничных сил, благодаря чему и качественно, и количественно увеличился судовой состав, улучшилось и увеличилось его обеспечение.

Статья взята из журнала "Пограничник" №8 за 1999 г.

 

Вахтенный начальник. Повседневная форма №3 1923 - 1924 гг. Матрос, летняя рабочая форма. 1923 - 1924 гг.

Матрос. Летняя форма 1923 - 1924 гг. Командир судна 2 ранга. 1923 - 1924 гг.

Матрос. Летняя форма. 1923 - 1924 гг. Командир судна 4 ранга. Летняя судовая форма. 1923 - 1924 гг.

Помощник командира судна 2 ранга. Летняя форма вне строя. 1926 - 1934 гг. Командир судна 3 ранга. Летняя форма вне строя №3. 1926 - 1934 гг. Краснофлотец. Летняя форма №3 1926 - 1934 гг.

Краснофлотец. Летняя форма нижних команд. 1925 - 1932 гг. Краснофлотец. Летняя рабочая форма. 1925 - 1932 гг. Боцман срочной службы. Летняя форма №3. 1927 - 1932 гг.

Вахтенный начальник. Зимняя форма. 1923 - 1924 гг. Матрос - вахтенный сигнальщик. Летняя форма. 1923 - 1924 гг.

 
Хостинг от uCoz