Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

были развернуты резидентуры военно-морской разведки, которые вели работу по военно-морским базам русского флота. На Корейском полуострове пер-

востепенный интерес для МГШ представляли порты Расин, Сэйсин, Вонсан, Пусан, Масан и залив Чинхэ, залив Асан и Инчхон.

В 1903 г. в Вонсане, Пусане, Масане и Инчхоне практически постоянно находились японские стационеры, выполнявшие задачи «по демонстрации военно-морского флага, защите подданных империи и разведки». А корабли ЭСПГ, учебные и гидрографические корабли регулярно заходили в эти и другие корейские порты с разведывательными целями и отработки задач боевой подготовки.'

Однако стационеров не хватало, а имевшиеся в портах Кореи и Северного Китая выполняли поставленные перед ними задачи и не могли часто выходить в море для сбора сведений, интересовавших МГШ. В связи с этим II октября начальник МГШ, учитывая важность получения оперативной информации об обстановке в районе Инчхона и Ялу, приказал капитанам арендованных флотом пароходов «Вакаура-мару» и «Кэй-хин-мару»" 3 — 5 раз в месяц совершать рейсы по маршруту Инчхон-Чиннанпхо-Анчхон-Ялу для сбора сведений.

4.1. Действия корабля береговой обороны III класса «Сайэн» на станции в Инчхоне.

С 26 апреля 1903 г. в Инчхоне нес стационерную службу корабль береговой обороны «Сайэн» под командованием капитана 2 ранга Тадзима Корэ-

1 Водоизмещение приводится из приложений к Боевой инструкции Объединенного флота от 9 января 1904 года с учетом снятого корабельного имущества. — Прим. автора.

2 Максимальная скорость на естественной тяге приводится из «Сводной таблицы состояния силовых установок кораблей и миноносцев на начало военных действий.». В приложениях к Боевой инструкции Объединенного флота от 9 января 1904 г. максимальная скорость «Нанива» и «Такатихо» определена в 18 узлов, «Асама» — 20,5, «Акаси- — 19,5, а -Сума» — 20 узлов, что, исходя из технического состояния его силовой установки, вызывает серьезные сомнения, как, впрочем, и в отношении скорости остальных кораблей 6-го Боевого отряда («Идзуми- — 17, «Акицусима- — 19, «Тиёда- — 19 узлов). Судя по всему, в приложениях указывалась скорость, полученная на первых ходовых испытаниях. Скорость «Ниитака- приводится из приложения к Боевой инструкции.— Прим. автора.

3 -Гальванический- дальномер Фискэ действовал по принципу измерения напряжения. Самой сложной являлась модель 1892 г., прошедшая испытания на американском крейсере -Балтимор-. Она состояла из трёх компонентов: 1. Задающие приборы (пара или несколько пар визиров); 2. Индикаторы (вольтметры или «Гальванометры»); 3. Батарея или другой источник питания. Все компоненты соединялись проводами, общая длина каковых могла быть весьма внушительной. Система работала следующим образом: пару визиров (обычно их ставили на носовом и кормовом мостике и связывали телефоном либо голосовой связью через рупор) наводили на одну и ту же цель. При этом, напряжение в контуре соответственно менялось, так как к оптическим трубам визиров были жёстко закреплены подвижные части реостатов. Измерительная электрическая система состояла из двух контуров. Вольтметр первого контура измерял среднее отклонение обоих визиров от диаметральной плоскости корабля, а вольтметр второго по разнице между двумя визирами триангулировал дистанцию. Вольтметры при установке на корабль калибрировались таким образом, чтобы наблюдатель мог считывать готовые значения, пригодные для передачи к орудиям. В принципе, было возможно усовершенствовать систему и выдавать значения для каждого орудия в отдельности. Существовал также и упрощённый вариант с единственным визиром. Он помещался на определённой высоте (на корабле — на марсе) и выдавал данные в двухмерной системе координат. Пеленг измерялся отклонением зрительной трубы от ДП корабля, а дистанция — значением угла снижения. Принцип работы был тот же, что и у первого варианта, но схема была значительно упрощена. В варианте для береговой батареи существовала возможность выдачи информации прямо на карту присоединённым самописцем. Третьим вариантом был оптико-электрический стереоскоп для установки в орудийной башне. Эта модель впервые описана в 1901 г., поэтому представляется сомнительным, чтобы японцы успели эти системы закупить и сдать на склад. — Описание предоставлено Е.И.Скибинским. О дальномерах Фискэ см.подробно: Lieut. Fiske's depression position finder//Proseeding of the United States Naval Institute. 1893, Vol.XIX, No.3, pp.314 - 317; The Fiske electric position-linder// Proseeding of the United States Naval Institute, 1892, Vol.XVIII, No.1, pp.310 — 315; Electromechanical battle order telegraph. Proposed by lieut.-comd'r Seaton Scroeder. U.S.N.// Proseeding of the United States Naval Institute, 1899. Vol.XXV, No.4, pp.747 — 752.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz