Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

«Морская кампания» № 7'2007

45

В феврале 1915 г. командир «Велеби-та» капитан 2 ранга Бауэр обратился с ходатайством о іамене одною иди обо их однотрубных торпедных аппаратов двухтрубными. Морской технический комитет не возражал, и в мае кормовой аппарат эсминца заменили на двухтрубный, снятый с крейсера «Адмирал Шпаун». В рапорте, датированном 7 октября 1915 г.. Бауэр сообщал, что никаких отличий в поведении миноносца после перевооружения нс отмечено: осадка кормой увеличилась всего на 9 мм, мореходность не ухудшилась. 26 октября Морской отдел отдал распоряжение об установке спаренного торпедного аппарата на «Микош». Однако перевооружение остальных кораблей санкционировано не было, как не было сделано дополнительных заказов на производство двухтрубных аппаратов заводу Уайтхеда.

С марта 1915 г. все эсминцы стали вооружаться 8-мм зенитными пулеметами

системы «Шварцлозе» — по аналогии с более поздними кораблями типа «Татра», их монтировали на крыше камбуза. Наконец, в 1917 г. на «Улане» и «Туруле» кормовые орудия были заменены на зенитные, а в следующем году подобное перевооружение прошли все оставшиеся эсминцы этого типа.* Из «Варасдипера» же сделали почти «эсминец ПВО» — вооружение корабля состояло из двух бб-мм/45 BAG, двух 66-мм/ЗО BAG и двух 66-мм/ЗО TAG.

Опыт эксплуатации «Варасдипера». на котором один из котлов изначально

• В отношении моделей устанавливавшихся зениток в литературе мет единого мнения, ф. Бильцер и П. Шу-пита утверждают, что носовая бб-мм/45 TAG заменялась на бб-мм/45 BAG; по мнению Э. Зихе замене на бб-мм/45 BAG подвергалась кормовая 66-мм/ЗО TAG. в то время как приведенные здесь фотографии свидетельствуют, что на некоторых эсминцах на корме стояли 66-мм/ЗО BAG. Иными словами, данный вопрос требует дополнительного изучения.

Данные снимки наглядно свидетельствуют о наличии на эсминцах 66-мм/ЗО зенитных пушек: слева — «Пандур» (23 марта 1917 г.); вверху — «Динара». Характерная деталь: животные не были редкостью на кораблях австрийского флота. В данном случае в этой роли выступает хряк, пользовавшийся расположением даже офицеров эсминца

имел нефтяное отопление, дал положительные результаты. Весной 1916 г. арсенал Полы оснастил каждый из четырех котлов «Чикоша» приспособлениями для распыления нефти. При этом на эсминце было установлено 4 цистерны вместимостью по 1 т. Из-за скудности запасов жидкого топлива, испытания проводились по сокращенной программе. В отчете, направленном командованию флотом 13 апреля, руководство арсенала сообщало, что из-за недостаточного притока воздуха к котлам сгорание нефти происходит нс полностью и вызывает повышенное дымообразование. Тем не менее, от идеи перевода миноносцев на нефтяное отопление не отказались. На «Туруле» одновременно с переводом на нефть кормовой группы котлов установили более мощный приточный вентилятор, благодаря чему на проведенных в июле 1916 г. испытаниях котлы работали без нареканий. После этою вентилятор тамепили на «Чи-коше», а на «Варасдинере» на нефтяное отопление переделали второй котел — в обоих случаях были получены положительные результаты. В итоге. 15 апреля 1916 г. командование флота отдало приказ о частичном переводе на нефтяное отопление всех кораблей типа «Хуссар». Это было произведено в течение следующего года — как правило, в ходе текущих ремонтов. Для хранения жидкого топлива корабли оснащались цистернами емкостью около 10 т.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz