Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

волочения по грунту снятых с тральщиков четырехпалых якорей (кошек). И не ошиблись: 20 ноября кошка «Змея» зацепилась за какое-то донное препятствие, которое и оказалось разыскиваемой подводной лодкой. Об этом уверенно доложил спущенный под воду по якорь-цепи кошки водолазный инструктор Н.С. Хроленко. Согласно рапорту руководителя ЭПРОНа председателю ОГПУ, «пройдя от носа до рубки и спустившись снова на корму, водолазы не выявили никаких повреждений корпуса лодки». Поднявшись на поверхность, Хроленко доложил, что субмарина лежит на глубине 32 м, с креном на правый борт 7—8° и дифферентом на корму 4°, погрузившись в грунт по привальные брусья. На следующий день погода резко ухудшилась, и водолазные спуски стали невозможны. Опасаясь за свои корабли, Никандров принял решение прекратить работы и увел тральщики в Кронштадт.

Хорошее, согласно докладу ЭПРОН, состояние субмарины побудило Наморси поднять вопрос о подъеме «1.-55». 17 апреля он направил в адрес зампредседателя РВС И.С. Уншлихта докладную записку, где указывал: «...нашими водолазами установлено, что эта лодка имеет самые незначительные повреждения и принадлежит к классу лучших английских подводных лодок». Далее в записке говорилось: «Считаю весьма важным и целесообразным эту работу провести, так как она наглядно докажет рабочим массам и, в частности, красным морякам, что англичане не только дрались с нами в момент гражданской войны на Балтике всерьез (вводом в бой лучших своих кораблей), но что мы с ними успешно дрались и наносили им жестокий урон, доказательством чего и служит настоящая подводная лодка, погибшая от артиллерийского огня наших миноносцев. Должен отметить, что командование Морских сил Балтийского моря долго сомневалось, действительно ли имел место такой случай, и поверило только тогда, когда водолазы нашли лодку и дали детальные сведения о ней, включая такие неопровержимые доказательства, как прицел и другие мелкие части, которые были сняты с лодки и на которых были отмечены тип и название ее».

Финансирование работ предлагалось осуществить из фонда «Ответ Чембер-лену», созданного на основе добровольных пожертвований трудящихся в период «военной тревоги» 1927 г. Наркомво-енмор К.Е. Ворошилов разрешил подъем «под личную ответственность» Наморси, но выделил на него только 150 тыс. руб из запрошенных 200.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz