Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Авторы и редакция благодарят за подготовку графических материалов А.С. Александрова, А.В. Каменца, П.В. Соломонова, а также А.Е. Волкова и И.С. Курганова за помощь в подборе иллюстративного материала

На 1-й стр. обложки — Субмарина-музей «Лембит» в Таллине

Следующий номер «Морской коллекции» — монография «Авианосец «Clemenceau»: гордость проклятие французского флота»

и

© ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2008

Подводное кораблестроение традиционно не пользовалось особым вниманием британских моряков и инженеров. До начала XX века англичане не строили субмарины. Только после появления первых действительно работоспособных конструкций в США, Франции и Италии подводные лодки были сочтены приемлемым средством для организации обороны баз и побережья. Первыми британскими субмаринами стали американские конструкции Холланда (однотипные с поставлявшимися России и Японии). После отбора нескольких вариантов к концу Первой мировой войны англичане выработали собственный архитектурно-конструктивный тип: полуторакорпусные субмарины с булевыми цистернами главного балласта. К концу Первой мировой войны по решаемым задачам лодки делились на следующие подклассы: прибрежного действия (тип «Н»), морские патрульные (ранние типа «Е» и более поздние типа эскадренные (типа «и» и «К») и противолодочные (типа «К»). Минные заградители создавались на базе лодок типа «Е» и их отличительная черта — минные шахты в бортовых булях.

В годы Первой мировой войны морякам Российского императорского флота довелось довольно подробно ознакомиться с британскими подводными лодками. В 1914 г. по инициативе Британского Адмиралтейства для действий на Балтийском море было направлено несколько английских субмарин, поступивших в оперативное подчинение командования русского Балтийского флота, а общее количество прибывших на Балтику «британок» составило пять новых единиц типа «Е» и четыре более старых — типа «С». В отношении первых отмечалось: «...пришедшие к нам лодки можно считать самыми современными, они представляют последнее слово англий-

ского подводного судостроения». Положительно оценивались большой радиус плавания и скорость надводного хода, малое время погружения, наличие лагов и гирокомпасов. Нарекания вызывало полное отсутствие удобств в размещении личного состава лодки, предназначенной для длительного пребывания в море. Тем не менее, именно британские моряки добились значительных успехов как в борьбе с боевыми кораблями противника, так и в нарушении морских коммуникаций. Достаточно сказать, что англичане потопили два крейсера, два вспомогательных судна и 14 грузовых пароходов, повредили два крейсера, два миноносца и несколько вспомогательных судов. Британцы же в боевых походах лишились всего одной субмарины.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz