Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Экипаж, автономность и обитаемость

В эстонском флоте комплектация экипажа лодки состояла из пяти офицеров и 29 унтер-офицеров (сверхсрочнослужащих), а также одного матроса (кок, он же вестовой). В советском ВМФ она изменилась. 8 октября 1940 г. нарком ВМФ утвердил штаты личного состава на бывшие прибалтийские подлодки, для «Калева» и «Лембита» — штат №4/22-А. Согласно ему, на лодках должно было служить шесть средних командиров (командир, комиссар, старший помощник, штурман, минер, механик), 17 младших командиров и 14 краснофлотцев — всего 37 человек. К 1943 г. в категорию офицеров вместо комиссара ввели командира группы движения и добавили военфельдше-ра. Число младших командиров, напротив, сократили до пяти, зато количество краснофлотцев выросло до 26 — в сумме 38 человек. Размещался личный состав традиционно: в I отсеке — матросы, в III — старшины (там же находился и камбуз), во II — офицеры (здесь имелась отделка красным деревом, гардины у диванов и ковер на папу-бе) и капитан, имевший отдельную каюту. В 1941 г. в отсек II добавили две верхние койки. Умывальники и гальюны размещались в отсеках II и V.

В системе регенерации воздуха первоначально для удаления углекислого газа использовался содовый раствор, также применялись перекачивание «плохого» воздуха в баллоны и выпуск кислорода из других баллонов. Затем на лодке была

Эстонские подводные лодки «Калев» и «Лембит» в таллинском порту

смонтирована стандартная советская система, включавшая отсечные регенераци-онные машинки ЭМРВ (7 штук с запасом патронов 500 РВ-2 и 240 РВ-3). Количество кислородных баллонов составляло пять штук объемом по 36 л каждый при давлении газа 120 атм. Продолжительность работы системы регенерации — 50 ч.

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ «Калев»

Первым командиром подлодки был капитан-майор А.-Р.Г. Понтак. Сразу после вступления в строй и прохождения программы испытаний «Калев» 19 — 24 мая 1937 г. представлял Эстонию на военно-морском параде на Спитхэдском рейде в честь коронации Георга VI. 1 июня корабль пришел в Таллин. Летние месяцы ушли на прохождение курса подготовки, когда отрабатывались различные упражнения, главным образом торпедные атаки и минные постановки. Уже в сентябре вместе с «Лембитом» субмарина участвовала в учениях эстонского Морского дивизиона, целью которых стала отработка задач, связанных с защитой Таллина от нападения с моря. В кампанию 1938 г. подлодки совершили несколько отрядных и множество индивидуальных учений, ходили с официальным визитом в Ригу, а в сентябре — в Швецию для установки артиллерийского вооружения. Летом 1939-го оба корабля принимали участие в секретных совместных финско-эстонских маневрах по отражению прорыва кораблей КБФ через Финский залив. При этом субмарины посетили Хельсинки. В следующем году учения планировалось повторить, но 24 сентября Эстония подписала договор о взаимопомощи с СССР, в соответствии с которым в страну был введен крупный контингент войск Красной Армии. В последующие месяцы, вплоть до вхождения республики в состав Советского Союза, корабли фактически бездействовали. В конце 1939-го сменился командир «Калева» — им стал бывший старпом ст. лейтенант В.-Г. Пууранд.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz