Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Создание нового экипажа началось с прибытия на подлодку командира. Пятеро сверхсрочников изъявили желание продолжить службу под советским Военно-морским флагом. Всем им присвоили воинское звание «мичман» и поставили во главе групп советских матросов и старшин по своим специальностям.

Вторым этапом включения в состав подводных сил флота стали изучение подлодок и составление на них всевозможной документации. «Я от эстонского командира получил на двух страницах список забортных отверстий, подлежащих закрытию при погружении. Другие документы отсутствовали», — вспоминал В.А. Полещук.

Первые плавания начались в апреле 1941-го, а с 8 по 10 мая «Лембит» осуществил переход в Либаву. Вскоре после прибытия в Либаву начались учебные выходы в море. Нарастание военной угрозы чувствовалось по различным признакам. В связи с этим директивой №1оп/478сс от 8 мая Н.Г. Кузнецов приказал установить постоянный дозор силами одной подлодки 1-й бригады на подходах к Ирбенскому проливу — между мысом Церель (южная оконечность острова Саарема) и Винда-вой (Вентспилс). Субмарины 1-й бригады по-очередно сроком по четыре дня дежурили на дозорной позиции, одновременно отрабатывая плавание и срочные по-

гружения. «Лембит» дежурил на этой позиции с 12 по 16 июня. На 22 июня субмарина находилась в Либаве во вполне исправном состоянии, правда, ее экипаж назвать подготовленным можно было лишь с большой натяжкой. Моряки в основном успели изучить доверенные им приборы и механизмы, а также выяснили, как их правильно использовать и обслуживать, но совершенно не успели потренироваться в проведении торпедных атак и минных постановок. Чтобы стать настоящим боевым кораблем с подготовленным экипажем, требовалось еще несколько месяцев напряженной учебы, но грянула война...

После начала боевых действий вместе с «Калевом» субмарина проделала путь до Кронштадта, где прошла докование и переоборудование под отечественные торпеды, а затем вернулась в Таллин. Спешно погрузив мины, 10 августа «Лембит» направился в боевой поход в южную часть Балтийского моря. В утренние часы корабли были несколько раз атакованы одиночными самолетами противника, но все налеты успешно отражались зенитным огнем. Принимая во внимание господство авиации и флота противника за пределами Финского залива, Полещук далее вел лодку в район постановки преимущественно в подводном положении, всплывая для зарядки только в короткие ночные часы. В ночь на 15 августа шторм, в который попала субмарина, едва не стал причиной катастрофы. От ударов мощных волн начали течь заклепки в носовой части корпуса, и, что особенно опасно, нарушилась герметичность трубопроводов гидравлической системы. Давление в ней быстро упало до нуля, после чего вышли из строя все работавшие от нее устройства — приводы управления вертикальными и горизонтальным рулями, подъемное устройство перископов, механизмы открытия люка пушки и минного устройства. Но, что хуже всего, носовые горизонтальные рули, не удержавшись в походном положении, начали с силой бить по корпусу подлодки.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz