Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

27 и 30 августа наблюдались конвои, но недостаточно опытный в тактическом отношении Матиясевич разместил лодку слишком далеко от фарватера и не смог выйти в атаку. К счастью, противник все еще не подозревал о присутствии субмарины, дав возможность ее командиру подучиться на собственных ошибках. Первая атака состоялась утром 4 сентября в 15 милях юго-восточнее острова. Матиясевич сумел скрытно сблизиться с судами на дистанцию в милю и дать двухторпедный залп. Увы, услышан-

В центральном посту «Лембита», 1944 г.

ный вскоре взрыв имел своей причиной не удар торпеды в корпус судна, а попадание в подводную скалу. При залпе лодку выкинуло на глубину 4,5 м, и для скорейшего ухода потребовалось принять воду в цистерну быстрого погружения. Вследствие этого всплыть под перископ удалось только через 35 минут после залпа, когда конвой уже начал втягиваться в шхеры. Мати-ясевич утверждал, что насчитал в составе каравана на один транспорт меньше, но с учетом дистанции и взаимного положения (лодка находилась за кормой конвоя) ошибиться было легко. Немецкие сторожевики не стали заниматься поиском субмарины, поскольку она осталась незамеченной, а самих их было слишком мало, чтобы оставлять суда без прикрытия — на восемь охраняемых судов приходился вспомогательный тральщик и три сторожевых корабля. Германское командование первоначально решило послать в район три тральщика 1-й флотилии, но спустя несколько часов их перенацелили на поиск «Щ-309», которая в этот же день атаковала в Аландском море финский конвой. Забегая вперед, отметим, что это обстоятельство позволило «Лем-биту» в конечном итоге добиться боевого успеха, даже несмотря на то, что и второй торпедный залп — вечером 13-го — ушел в молоко. На этот раз Матиясевич стрелял со слишком большой дистанции вдогонку конвою, к тому же в условиях сильного волнения. Взрывов не было слышно, и командир честно признал промах. В ночь на 14-е он получил приказ о возвращении на базу, реализовать который решил следующей ночью после полной зарядки аккумуляторной батареи.

Кульминация похода пришлась на полдень 14 сентября, когда Матиясевич обнаружил, что прямо на него идет небольшой конвой. Подпустив суда на 7 — 8 кбт, командир атаковал двухторпедным залпом головное судно в правой колонне. Атака была произведена скрытно, к тому же четко сработал горизонтальщик, что позволило удержать корабль на перископной глубине. Вскоре раздались два взрыва, и, окрыленный успехом, командир решил выпустить две оставшиеся торпеды по другим транспортам. При подъеме перископа спустя 4 минуты он увидел не один, а целых два (!) торпедированных транспорта, причем один из них якобы кренился на правый борт, а другой имел сильный дифферент. При втором подъеме перископа (спустя еще 5 минут) один из транспортов уже исчез с поверхности...


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz