Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Радиорубка «Лембита», разрушенная взрывом 14 сентября 1942 г.

Ф.Н. Галиенко от удара оказались раздроблены пяточные кости. В трюм отсека через клинкет шахты лага и лопнувшее стекло уравнительной цистерны начала поступать вода. Она затопила часть трюма и аккумуляторной ямы, где вступила в реакцию с вылившимся из разбитых баков электролитом, и заметно потяжелевшая субмарина легла на грунт на глубине 36 м. А в центральном посту начался пожар. От вырвавшегося из ямы пламени загорелись капковые бушлаты, висевшие около приточных шахт левого борта. Восемь человек получили травмы и ожоги — особенно сильно пострадали уже упоминавшийся Ф.Н. Галиен-ко, радист СП. Продан (ожог лица) и командир БЧ-5 капитан-лейтенант СА. Моисеев. Через мгновение отсек заполнился густым дымом, который не давал возможности что-либо видеть на расстоянии вытянутой руки даже после того, как включили аварийное освещение.

Матиясевич, получивший сильный ушиб спины при ударе о трап, приказал всем включиться вдыхательные приборы ИСА-М. Тем не менее, все 13 человек, находившиеся в центральном посту, получили отравление различной степени. Сам командир надевать дыхательный аппарат не стал, поскольку в этом случае лишился бы возможности руководить борьбой за живучесть. Команды Матиясевича оказались продуманными и четкими, и уже через 13 минут после взрыва поступление воды, а вслед за тем и пожар удалось ликвидировать. Лишь после этого командир передал командование инженер-механику, а сам направился в 1-й отсек, где в результате сильного отравления потерял сознание почти на полтора часа.

До наступления темноты экипаж устранял повреждения, готовился к всплытию и даче подводного хода, используя 1-ю группу батареи. Опасаясь новых возгораний

от тлевших бушлатов, Матиясевич до 19 часов воздерживался от подачи кислорода в отсеки, а из соображений скрытности — от задействования шумных регене-рационных машинок. Вследствие этого к вечеру на подлодке стало почти невозможно дышать.

События на поверхности тем временем развивались следующим образом. Опасаясь за жизнь оказавшихся в воде солдат, «V 307» прекратил бомбометание и вернулся к торпедированному судну. Несколько позже сбрасывание бомб возобновили, но не для того, чтобы потопить субмарину (на сторожевиках имелись только шумопеленгаторы, которые не позволяли восстановить контакт с лежащим на грунте «Лем-битом»), а стремясь затруднить ей выход в повторную атаку на тяжело поврежденное судно, взятое на буксир сторожевиком «V 310». Поступление воды в корпус «Фин-нланда» продолжалось, и вскоре его винты вышли из воды, и тогда к буксировке присоединился «V 302» — последний сторожевик конвоя, который до того сбрасывал «сковывающие» серии бомб.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz