Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

26

«Морская коллекция» № 10'2008

сети между островом Найсаар и полуостровом Поркалла-Удд.

Возможность проявить себя после длительной подготовки представилась подводникам в октябре 1944 г., после выхода Финляндии из войны. Увы, сразу же начавшиеся неприятности показали, что, несмотря на почти два года непрерывного ремонта, техническое состояние подлодки оказалось, мягко говоря, не блестящим. Полностью прогорели глушители дизелей, в результате чего начал нагреваться съемный лист прочного корпуса в дизельном отсеке. Из-за высокой температуры площадь листа изменилась, швы разошлись и внутрь отсека начала поступать вода. Вновь нарушилась герметичность клинке-та шахты лага, поврежденного при взрыве 14 сентября 1942 г., в результате чего вода постоянно поступала и в трюм центрального поста. Левая линия вала имела изломы, в два раза превышающие существовавшие нормы, стучала и вибрировала. И главное, износ манжеты машинки вертикального руля привел к нарушению герметичности гидравлической системы. После этого цикл включения гидравлической помпы изменился с 15 — 20 мин до 3 — 10 с, причем звук работающей помпы напоминал пулеметную очередь и сильно демаскировал подлодку. Стоит упомянуть и о том, что после установки противоминного устройства (деревянная обрусовка и обре-зинивание корпуса и выступающих частей) время срочного погружения из крейсерского положения возросло с 55 с до 2 мин.

Все это заставляло Матиясевича действовать гораздо осторожнее. Имелись проблемы и с личным составом. «Впервые были в походе в море 15 человек — писал в донесении командир, — причем некоторые пришли лишь за несколько дней до выхода, как, например, командир БЧ-2-3». Прямым следствием этого стало аварийное происшествие, случившееся вечером 5 октября на выходе из финских шхер. При попытке погрузиться в свежую погоду нарушилась дифферентовка подлодки. В результате неправильных действий старшины трюмных корабль с дифферентом в 10° уткнулся носом в грунт. Для восстановления плавучести пришлось возвращаться в шхеры и ставить об этом в известность командование бригады. Это сразу задало походу характер неудачного.

Тем не менее, вечером 7 октября лодка ушла в поход и в ночь на 11-е заняла позицию на подходах к Кольбергу. В тот же день «Лембит» разрядил свой минный магазин. Общий район постановки указала разведка КБФ, охарактеризовав его как полигон подготовки надводных кораблей Кригсмарине, а конкретное место выбирал Матиясевич. Как выяснилось позднее, в этот момент подлодка имела довольно большую невязку места (подойти к побережью Поммера-нии для уточнения счисления было нельзя из-за опасности подрыва на британских донных минах*) и фактически находилась ближе к берегу, чем считалось. И все-таки мины оказались выставлены в двух милях севернее судоходного фарватера, а их


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz