Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Все это можно подытожить следующим образом: при исследовании иностранной субмарины наши конструкторы приобрели для себя некоторый полезный опыт, но он не имел принципиального значения, тем более, что в некоторых аспектах эффект его был сомнителен.

ИСТОРИЯ ГИБЕЛИ И ПОДЪЕМА

«L-55» (первый и последний командир — лейтенант К.М.С. Чапмэн) была заложена 21 сентября 1917 г. и 19 декабря следующего года вступила в строй. Не успев принять участие в Первой мировой войне, она в период Гражданской войны в России действовала в составе группировки Британского флота в Финском заливе вместе с субмаринами «Е-27», «Е-39», «Е-40», «L-12» и «L-16». Основными задачами отряда подлодок являлись наблюдение за силами Красного Флота и атака при их попытке выйти за пределы района Кронштадта. Действия субмарин оказались малоэффективными. 24 июля 1919 г. «Е-40» подверглась безуспешной атаке советской подлодки «Пантера», а через три дня «L-12» обнаружила субмарину «Вепрь», но не смогла выйти в атаку. Еще раньше пропала без вести «L-55»...

4 июня на разведку неприятельских сил в очередной поход вышли эскадренные миноносцы «Азард» и «Гавриил» (командиры Н.Н. Несвицкий и В.В. Севастьянов). Их прикрывал следовавший на некотором удалении линкор «Петропавловск». В 17.37 в

районе Копорской губы, расположенной у южного берега Финского залива, с эсминцев одновременно заметили слева по курсу следы двух торпед, движущихся прямо на них. Удачно сманеврировав, оба эсминца своевременно уклонились от опасности. Спустя считанные секунды прямо по курсу «Азарда» на расстоянии приблизительно 5 кбт неожиданно показались рубка и часть корпуса подводной лодки, которая, по-видимому, не смогла удержаться на перископной глубине после залпа. Увидев перед собой лодку противника, эсминцы полным ходом пошли на таран и тотчас же открыли артиллерийский огонь. По донесениям сигнальщиков, первым же снарядом, выпущенным из 102-мм носового орудия «Азарда» (комендор С. Богов), было достигнуто попадание точно в рубку субмарины, и, спасаясь от таранного удара, она быстро ушла под воду. Вскоре на этом месте послышался оглушительный взрыв.

Докладывая по прибытии на базу начальнику Действующего отряда С.Н. Дмитриеву о результатах похода, командир дивизиона эсминцев Л.Н. Ростовцев в своем рапорте указывал, что «на месте лодки появился громадный столб воды, не менее чем при взрыве мины заграждения, черного цвета, и видны были летящие в воздух обломки. На месте взрыва, до которого оставалось только 15 — 20 саженей, был сильный водоворот, с громадной силой выходил воздух, образуя белую пену». Причина взрыва тогда осталась невыясненной. За потопление подлодки командира «Азарда» Несвицкого и комендора Богова в числе первых моряков наградили орденами Красного Знамени. Позднее о гибели «І.-55» официально сообщило Британское адмиралтейство. Интересно отметить, что командование британской группировки на Балтике пыталось связаться с субмариной и отозвать ту из опасного района, поскольку обнаружило, что ее позиция оказалась нарезана посреди английского же минного поля! Увы, прозрение наступило слишком поздно.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz