Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Весьма напряженным для экипажа «Сообразительного» стал ноябрь 1941 года. В экстремальном режиме прошел

После налета вражеской авиации. Позади «Сообразительного» — пожар на танкере "Передовик». Батуми, 18 января 1943 г.

12 «Морская коллекция» № 6'97

35-й поход корабля, когда ему вместе со «Способным» пришлось срочно доставить из Тамани в Севастополь 500 человек десанта. В густом тумане, при видимости всего в 1 — 3 кбт, эсминцы шли со скоростью 32 узла на расстоянии 1—2 кбт друг от друга. Еще более трудным было конвоирование к Босфору танкеров «Аванесов», «Туапсе», «Сахалин» и ледокола «Микоян». 26 ноября отряд вышел из Батуми под эскортом лидера «Ташкент» и эсминцев «Сообразительный» и «Способный». На следующий день погода резко ухудшилась, а затем разыгрался свирепый шторм. Сила ветра достигла 10 баллов, волна — 8 — 9 баллов. Снежные заряды временами снижали видимость до нуля. Крен на подветренный борту «Сообразительного» достигал 55°, в штурманской рубке все прокладочные инструменты слетали со стола. Волны сорвали с креплений и унесли в море шлюпку, параван левого борта и несколько глубинных бомб.

Корабль выполнил поставленную перед ним задачу на пределе своих возможностей. 29 ноября он вернулся в Туапсе с полностью израсходованным запасом топлива —так, что к причалу ему пришлось подтягиваться на якорях! Кстати, тогда обратили внимание на конструктивный недостаток эсминцев проекта 7 и 7У: отверстия во флорах топливных цистерн располагались не у самого дна, а несколько выше. В результате на дне цистерн скапливался мертвый запас мазута, который не могли забрать насосы. То есть из-за ошибки проектировщиков и без того не слишком большое количество топлива уменьшалось еще примерно на 20 т.

25 декабря началась Керченско-Фео-досийская десантная операция. «Сообразительный» принял в ней самое активное участие. 29 — 30 декабря он отконвоировал из Туапсе в Феодосию транспорты «Курск», «Фабрициус» и «Красногвардеец». На следующий день на эсминце поднял флаг командующий операцией капитан 1 ранга Н.Е.Басистый. Погода прояснилась, и начались непрерывные атаки гитлеровской авиации: в течение дня «Сообразительный» 5 раз открывал огонь по вражеским самолетам. В 14.46 корабль обстрелял главным калибром неприятельский аэродром, выпустив 20 снарядов. Огонь велся с дистанции 168,5 кбт. Вечером эсминец выпустил еще 102 130-мм снаряда по дороге Феодосия — Керчь, где, по данным разведки, находилось


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz