Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

«Свободный» на огневой позиции в севастопольской бухте, 1942 г.

22 «Морская коллекция» № 6'97

Схема боевых повреждений эсминца «Сторожевой», 27 июня 1941 г.

Затопленный «Свободный» после воздушного налета 10 июня 1942 г.

В годы войны обстановка на фронтах сложилась так, что Балтийскому флоту пришлось решать очень небольшой диапазон задач. Эсминцы действовали достаточно активно лишь в течение 1941 года на ограниченных акваториях Финского и Рижского заливов. С 1942 года крупные надводные корабли в море уже не выходили.

Из 13 балтийских «семерок-У» до 22 июня 1941 года в строй вошли 9 (включая «Страшный» и «Свирепый», у которых приемные акты испытаний были подписаны в этот день). «Скорый» и «Статный» приняли в экстренном порядке в течение ближайшего месяца, «Строгий» и «Стройный» вступили в строй в 1942 году условно, фактически же прошли госиспытания только после войны.

«Сторожевой»

Головной корабль проекта 7У. Принят госкомиссией 6 октября 1940 года, но подъем флага и официальное включение в состав КБФ состоялось только 12 апреля следующего года.

14 июня, за неделю до начала войны, отряд легких сил флота был переведен из Таллина в Усть-Двинск. В составе 2-го дивизиона эсминцев находился и «Сторожевой».

В первые дни Великой Отечественной эсминец занимался постановкой оборонительных минных заграждений. Первую подобную операцию он успешно выполнил 24 июня в Ирбенском проливе. Второй выход на задание — вечером 26 июня. «Сторожевой» шел вместе с эсминцами «Стойкий», «Сердитый» и «Энгельс» со скоростью 16 узлов. В действии были котлы № 2 и № 4, остальные два — на поддержке. На палубе находилось 75 якорных мин.

27 июня в 2.27 «Сторожевой» внезапно подвергся атаке пяти немецких торпедных катеров — «шнелльботов» 3-й флотилии кригемарине. Одна из выпущенных торпед попала в левый борт корабля в район 46 — 58-го шпангоутов. Судя по силе взрыва, произошла детонация носовых артиллерийских погребов. Вся носовая часть эсминца до 58-го шпангоута вместе с носовой надстройкой и мачтой оторвалась и мгновенно затонула. Первое котельное отделение и передняя труба превратились в груду искореженного металла. Погиб командир корабля капитан 3 ранга И.Ф.Ломакин и еще 84 члена экипажа. Кстати, с наших эсминцев катера так и не были обнаружены: в течение долгого времени считали, будто «Сторожевой» торпедировала подводная лодка...


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz