Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Удалось быстро ликвидировать пожар, вспыхнувший во 2-м котельном отделении, поднять давление в котле № 4. запустить турбогенератор и дизель-генератор во 2-м машинном отделении, однако турбины не проворачивались и шансов восстановить ход, увы, не было. К тому же работающие помпы не справлялись с поступавшей внутрь водой: к 5.00 крен достиг 12°. Учитывая все это, командир эсминца капитан 2 ранга М.Т.Устинов отдал приказ личному составу покинуть корабль. В 5.21 экипаж перешел на тральщик. После взрыва двух глубинных бомб, заложенных во 2-й жилой палубе и под носовым торпедным аппаратом, «Суровый» быстро скрылся под ВОДОЙ.

3 ноября эсминец вместе со «Сметливым», катерами и тральщиками вышел из Кронштадта на Ханко. На обратном пути «Сметливый» подорвался на минах и затонул. Остальные корабли благополучно возвратились в Кронштадт и Ленинград, доставив около 1200 красноармейцев — защитников крепости.

В свой последний поход эсминец вышел 13 ноября. Отряд в составе эсминцев «Суровый», «Гордый», минного заградителя «Урал», четырех тральщиков, шести катеров и подводной лодки Л-2 должен был прорваться к Ханко, чтобы эвакуировать оставшийся там гарнизон. После полуночи, в районе мыса Юминда, корабли попали на плотное минное поле. В параванах начали рваться мины. В 1.00 14 ноября подорвался и затонул тральщик Т-206, поспешивший ему на помощь МО-301 также наткнулся на мину и погиб. Тральщик Т-217 застопорил машины, и в темноте на него навалился «Суровый». Хрупкий корпус эсминца получил пробоину длиной около 4 м между 30-м и 38-м шпангоутами, в то время как тральщик почти не пострадал.

Эсминцем за его недолгую службу командовали капитан 2 ранга В.Ф.Андреев (до 7.10.1941) и капитан 2 ранга М.Т.Устинов.

«Смелый»

Принят и включен в состав 5-го дивизиона эсминцев одновременно с «Суровым». В течение первого месяца войны принимал участие в обороне Рижского залива и Моонзундских островов. 23 июля 1941 года на Кассарском плесе «Смелый» зацепил винтами грунт, из-за чего нарушилась центровка левого вала, и скорость хода в последующих операциях была ограничена 14 узлами.

В ночь на 27 июля эсминец прикрывал постановку мин с заградителя «Су-роп», сторожевого корабля «Буря» и тральщика «Фугас» в южной части Ир-бенского пролива. В 1.45 у правого борта «Смелого» в районе 50-го шпангоута взорвалась мина. Носовая часть корабля получила сильные повреждения, полубак по 50-й шпангоут прогнулся и ушел в воду, 130-мм орудия № 1 и № 2 провалились вниз. Носовая надстройка и первая труба сдвинулись вперед, котел № 2 сорвался с фундамента. Через разрывы в обшивке во внутренние помещения начала поступать вода.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz