Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Дольше всех в боевом строю оставались «Вице-адмирал Дрозд» и «Славный»—до 1960 года. Наибольшими же долгожителями оказались «Сообразительный», «Строгий» и «Стройный»: «разжалованные» из эсминцев в середине 50-х и переоборудованные по проекту 32 в спасательные суда, они были сданы на слом только в 1964 — 1966 годах.

Проект 32

Появление ракетно-ядерного оружия в 50-е годы коренным образом изменило взгляды на военно-морскую стратегию и тактику. Командование ВМФ посчитало целесообразным иметь в составе каждого из флотов по одному специализированному быстроходному судну, способному оказать эффективную помощь боевым кораблям, подвергшимся воздействию оружия массового поражения. Строить такие суда заново было слишком накладно, поэтому их решили создать на базе устаревших боевых единиц. Из последних наиболее подходящими оказались «семерки-У». Так появился проект 32, предусматривавший глубокую модернизацию эскадренного миноносца в спаса-тельно-дезактивационный корабль.

Согласно замыслу эскадренный спасатель проекта 32 должен был проводить радиационную, химическую и бактериологическую разведку в районе применения ядерного или другого оружия массового поражения, буксировать поврежденные корабли (до легкого крейсера включительно) из зараженной зоны, помогать личному составу пораженных кораблей в борьбе с водой и пожарами,

проводить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию внутренних помещений, оказывать помощь раненым. Кроме того, предусматривалась возможность проведения водолазных работ у борта поврежденного корабля. Способен был корабль проекта 32 помогать и экипажам затонувших подводных лодок: вентилировать отсеки, подавать на глубину воздух высокого давления, средства регенерации и индивидуальные спасательные приборы, обеспечивать эвакуацию людей из отсеков с небольшой глубины с помощью спасательных беседок.

На Черном море по проекту 32 переоборудовали «Сообразительный». Его поставили на очередной капитальный ремонт на севастопольском заводе № 497 (бывший № 201) имени С.Орджоникидзе еще в декабре 1951 года; переделка в спасатель началась несколько позже. Эсминец разоружили: торпедные аппараты сняли, а прежнюю артиллерию заменили на две спаренные 57-мм артус-тановки ЗИФ-31БС с автоматическими прицелами АМЗ-57-2. Ходовой мостик расширили, установили ветроотбойники. Мачта стала треногой; на ней разместили антенны отечественных РЛС. На палубе и стенках основательно изменившихся надстроек смонтировали различное специальное оборудование — баллоны для сжатого воздуха, декомпресси-онные камеры, лебедки, вьюшки для троса, устройства для спуска водолазов. Длина корпуса увеличилась на 0,8 м из-за установки носового роульса цепного охранителя ЦОК-2 и ската за транцем для кормового якоря Холла массой 1500 кг.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz