Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Последний вариант модернизации осуществлен на БПК (СКР) «Сметливый». Его главной особенностью стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимаю-

щий комплекс различных излучений и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника. На месте двух РБУ-1000 установили направляющие для контейнеров ракет «Уран», демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР. Корабль практически остался без противолодочного вертолета: тот был принят от промышленности с массой недоделок.

Наконец, еще один вариант базового проекта 61 заслуживает отдельного рассказа. В 1974 году СССР посетила делегация Индии: она выбирала наиболее дешевый вариант океанского корабля для эскорта своего авианосца. Больше всего ей понравился «поющий фрегат», но заказчик пожелал усилить артиллерию, ракетное вооружение и разместить вертолет в ангаре. В результате получился фактически новый проект корабля (шифр 61МЭ), разработанный под руководством главного конструктора А.А.Шишкина. Четыре пусковые установки с модифицированными (экспортными) противокорабельными ракетами П-20 были размеще-

«Морская коллекция» № 1'99 19

ны в носовой части корабля (побортно). Вместо кормовой артустановки АК-726 и станции управления «Турель» удалось втиснуть полуутопленный ангар для вертолета. В носовой части планировалось разместить артустановку АК-100, но в свое время разрешение для продажи ее на экспорт не было получено, и корабли вооружили старой, проверенной временем АК-726. Индийские ВМС сначала заказали три корабля этого проекта, а позже еще два. Все они и поныне находятся в строю, причем официально отнесены к классу эсминцев.

БИОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

«КОМСОМОЛЕЦ УКРАИНЫ»

Первенец серии «поющих фрегатов» зачислили в списки ВМФ СССР 10 ноября 1959 года как сторожевой корабль ПВО-ПЛО (противовоздушной и противолодочной обороны) с тактическим номером СКР-25. Торжественная закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара прошла 15 сентября 1959 года, а 31 декабря 1960 года в 13.00 корпус нового сторожевика спустили на воду. Достройка велась бешеными темпами, и уже 27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР*. А на следующий день его буквально «выпихнули» из акватории завода с приказанием перейти в Севастополь. Буксиры вывели сторожевик по Днепро-Бугскому лиману в Черное море и поставили на якорь. Первый командир корабля — капитан 3 ранга Александр Алексеевич Исаев — торопился завершить предпраздничный переход, по-


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz