Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Американцы прибытие эскадры просто-напросто прошляпили. Правда, вскоре они поняли, что Сервера, появления которого ожидали, откровенно опасаясь возможных активных действий, «окопался» в плохо оборудованном порту с единственным узким выходом. Это позволяло установить его ближнюю блокаду, благо достаточные силы для этого имелись. Корабли США блокировали Сантьяго 27 мая, но прорыв в бухту представлялся совершенно невозможным, зато прорыв из нее выглядел весьма реальным и угрожающим. Поэтому последовало несколько решений: во-первых, попытаться захватить город с суши; во-вторых, попробовать заградить ведущий в море узкий канал, затопив пароход-брандер. Следует отметить, что командующий испанскими силами на Кубе маршал Бланко с самого начала считал, что эскадра Серверы нужна в Гаване. Однако переход туда до появления блокадных сил осуществить не удалось, а потом это предприятие стало слишком рискованным. Контр-адмирал Сервера, поддержанный всеми своими командирами, в Гавану не рвался. Но в Сантьяго-де-Куба условия оказались весьма неблагоприятными: угля в наличии мало, а имевшийся — практически весь низкого качества, ремонт-

Крейсер «Бискайя», предвоенное фото

Схема похода эскадры Серверы к берегам Кубы

ные возможности портовых мастерских минимальны, даже приемка пресной воды превращалась в серьезную проблему.

К концу мая блокадная эскадра ВМС США включала почти все лучшие корабли: броненосцы «Орегон», «Айову», «Массачусетс» и «Техас», броненосные крейсера «Нью Йорк» и «Бруклин», бронепалубные крейсера «Нью Орлинс» и «Марблхед», вооруженные пароходы «Гарвард», «Виксен», «Мэйфлауэр», миноносец «Портер», угольщики «Мерримак» и «Стерлинг». В бою «янки» могли рассчитывать на полную победу и, даже не держа все корабли непосредственно у входа в Сантьяго, чувствовать себя достаточно уверенно.

Первая попытка американцев нанести блокированному противнику какой-либо ущерб последовала 31 мая. Однако бомбардировка береговых укреплений никакой угрозы для крейсеров не представляла. Затем в ночь на 3 июня в ведущем из гавани в море канале решили затопить угольщик «Мерримак». Его укомплектованную добровольцами команду возглавил даже не офицер, а военный инженер-кораблестроитель Р. Хобсон. Но охранявшие проход крейсер-брандвахта (частично разоруженный,


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz