Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

На СКР проектов 2 и 4 отсутствовали приборы обнаружения подводных лодок. На кораблях проекта 39 устанавливались шумопеленгаторные станции

Противолодочный бомбомет БМБ-1

«Посейдон», обеспечивавшие определение пеленга на подводную лодку с точностью 6 — 10° на дистанции до 4 кбт летом и до 8 кбт — зимой. Использоваться они могли только на «стопе».

Во время ремонтов в годы войны на СКР устанавливались гидроакустические станции: британские «Асдик» (в советском флоте получили обозначение «Дракон-128с» и «Дракон-134с»). Они имели дальность действия в режиме эхопеленгования 6 — 12 кбт с ошибкой по курсовому углу — 2°. Поиск ПЛ с помощью «Асдика» можно было производить на ходу до 16 уз. Кроме импортных, устанавливались и отечественные станции «Ультрафон» и «Тамир-2». Рубка гидроакустики размещалась в носовой части, в помещении шкиперской канцелярии.

Штурманское вооружение состояло из трех-четырех 5-дюймовых (127-мм) магнитных компасов, а также секстанов, хронометров и прокладочного инструмента. Главный магнитный компас на высоком нактоузе стоял посредине ходового мостика, путевые компасы — рядом со штурвалами на мостике и в боевой рубке. Имелись также два шлюпочных 75-мм магнитных компаса.

При капитальном ремонте на сторожевые корабли установили по одному комплекту гирокомпаса «ГУ марка 1», «ГУ марка 1 модель 2» или «ГУ марка III модель 2», имевшие до восьми репитеров (четыре — на носовом мостике и по одному — в боевой рубке, штурманской рубке и в румпельном отделении)*.

Первоначально корабли оснащались вертушечными лагами Уокера. Затем их

'Данные для СКР «Шторм».

Бомбомет БМБ-1 и якорная мина КБ в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве

«Морская коллекция» № 4'2005

23

Г

ные холодильники охлаждающей поверхностью 172 — 176 м2. Главные холодильники (конденсаторы) размещались поперек корпуса корабля. В качестве воздушных насосов использовались два пароструйных эжектора производительностью по 15 кг/ч сухого воздуха или 35 кг/ч смеси. Они обеспечивали в главных конденсаторах вакуум 93%.

Циркуляционный и конденсатный центробежные насосы объединялись в единый горизонтальный турбоагрегат. Это было сделано в целях экономии одного привода (турбины), а также объема машинного отделения и уменьшения состава вахты в МО. Агрегат имел привод мощностью 84 л.с, производительность циркуляционного насоса — 1265 т/ч при напоре 9,3 м вод.ст. (водяного столба), производительность конденсатного — 20 — 25 т/ч при напоре 18 м вод.ст. По одному такому агрегату стояло в каждом машинном отделении. Масляные насосы: два шестеренных для ГТЗА производительностью по 25 т/ч, по одному в МО и два вспомогательных поршневых по 10 т/ч. Масляные цистерны: две расходные (по одной в МО) объемом по 1,1 м3 на 1000 л каждая; две за-


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz