Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

«Морская коллекиия» № 4'2005

31

Еще один «сородич» «Урагана» — построенный в Италии для ВМС Сиама (Таиланда) миноносец «Трад» (1936 г.)

Схема из книги H.Fock, Z-vor! Bd. 1 (Hamburg, 2001)

318/408 m, 9000 л.с. -31 уз. З — 75 мм, 2—20 мм, 6 ТА 457 мм.

мировой войны большое количество сторожевых судов, ведущие морские державы надолго прекратили развитие этого класса кораблей. Англичане и французы, имея многочисленные колонии по всему миру, уделяли повышенное внимание эскортным кораблям океанского плавания — шлюпам, имевшим большой район плавания, хорошую мореходность и соответственно водоизмещение до 2500 т. Только в 1935 году в Англии начали строить корветы типа «Кингфишер» водоизмещением 745 т, но их вступило в строй всего 9 единиц. В том же году в Германии началось строительство эскортных кораблей типа «F» полным водоизмещением 1030 т. Они получились неудачными, их ГЭУ часто выходили из строя. Остальные страны приступили к строительству сторожевых кораблей только после начала Второй мировой войны. Здесь советские конструкторы и кораблестроители оказались (отчасти вынужденно) в числе лидеров.

Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодейст-вующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались более прочными, чем у эсминцев проектов 7 и 7У.

В предвоенные годы сторожевые корабли много плавали: В 1940 году «Туча» (КБФ) прошла 13 806 миль, в 1942-м «Гром» (ТОФ) — 7550 миль за 743 ходовых часа. СКР типа «Ураган» стали хорошей школой для моряков, многие известные советские флотоводцы начина-

ли свою командирскую службу на сторожевиках.

Корабли Балтийского и Северного флотов участвовали в Советско-финляндской войне 1939 — 1940 годов: несли дозорную службу, сопровождали транспорты с десантными войсками, оказывали артиллерийскую поддержку высадкам десантов, охраняли линкоры, выходившие для обстрела укреплений противника.

Накопленный опыт эксплуатации кораблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к переоценке их качеств руководством Наркомата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с докладом о технике флота, начальник Управления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовлетворяют тактико-техническим требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораблям иностранных флотов постройки 1930 — 1934 годов. Такая оценка, по существу, «реабилитировала» корабли «дивизиона плохой погоды».


Предыдущая Следующая