Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Автор выражает благодарность и свою признательность за помощь в подготовке настоящего материала, предоставленные материалы и фотографии историкам-маринистам: А.Н. Бадякину, О.Н. Ольховатскому, A.C. Гончарову, В.В. Костриченко, Ю.А. Васильеву, О.Н. Вассель, В.В.Бабичу, Ю.Л. Забродину и В.А. Левицкому, а также коллективам Николаевского музея истории судостроения и флота, Музея истории судостроительного завода имени 61 коммунара, Музея истории Черноморского судостроительного завода, Музея Тихоокеанского флота (г. Владивосток), а также Николаевского областного государственного архива.

В следующем номере «Морской коллекции» — справочник «Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот»

© ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2009

1

Незнаменитые подлодки

(малые ПЛ VI и У1-бис серий)

«МгШютки» М-54 и -55 на параде в Северной бухте Севастополя, 1947 г.

История проектирования и постройки в 1932 - 1933 годах на николаевских судостроительных заводах № 198 имени А.Марти и № 200 имени 61 коммунара сразу 30 малых подводных лодок типа М VI серии (моряки называли их «малютками») малоизвестна. Не многие знают и о доставке 28 из этих «малюток» по железной дороге на Дальний Восток.

Вслед за подлодками VI серии на судостроительных заводах Николаева и Ленинграда были построены 20 более совершенных лодок серии Vl-биc, в результате чего общее число «малюток» достигло полусотни.

Малоизвестность истории их создания и службы можно объяснить разными причинами, а не только характерны-

ми для тех непростых лет секретностью и закрытостью. Вероятно, здесь сказались и временной фактор, и несовершенство конструкции и, как следствие, отсутствие на боевом счету этих относительно небольших подводных корабликов громких побед - их служба в подавляющем большинстве случаев ограничилась несением дозоров и ролью учебных кораблей. По этой причине «малютки», образно выражаясь, как-то «затерялись» среди своих более крупных и удачливых собратьев - «катюш», «декабристов», «щук» и других.

Тем не менее история создания и службы этих подводных лодок содержит немало поучительного и может представлять интерес для современного читателя.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Приоритет в массовой переброске подводных лодок водоизмещением более 100 тонн с одного театра на другой по железной дороге на расстояние около 10 000 километров по праву принадлежит России. Первый практический опыт в этом относится ещё к временам русско-японской войны. В декабре 1904 года из Петербурга во Владивосток на специальных железнодорожных транспортёрах прибыли семь субмарин: «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Налим», «Скат», «Форель», «Сом» и «Дельфин».


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz