Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Отозванная с позиции М-74 после ремонта была послана в третий поход. На этот раз ей предстояло попытаться проникнуть на внутренний шхерный фарватер юго-западнее Хельсинки. Движение в подводном положении в условиях шторма и тумана не дало никаких результатов, кроме риска потерять лодку если не на камнях, то от воздействия противника, и М-74 вернули обратно. Ко всему выяснилось, что финны шхерный фарватер не использовали.

Четвёртый поход, начавшийся 12 января, закончился через трое суток -по причине ледостава в Финском заливе и обрыва под тяжестью льда антенн, в результате чего М-74 лишилась связи и нуждалась в срочном аварийном ремонте.

М-75 (командир - ст.лейтенант П С. Тарасов) в финскую кампанию совершила пять боевых походов, правда, также безрезультатных. При этом на ней постоянно происходили поломки и отказы -то выходил из строя электропривод горизонтальных рулей, то гирокомпас, то переставала включаться кулачная муфта. Из третьего и четвертого походов подлодку отозвали из-за начавшегося сильного шторма. По той же причине завершился и последний поход 5 января к Хельсинки - восьмибалльный шторм повредил надстройку, барбет орудия, сломал антенные стойки, сорвал несколько листов наружной обшивки. 10 января подлодка вернулась в базу и начала аварийный ремонт

М-76 (командир - ст.лейтенант Г.А. Жаворонков) в декабре 1939 года выходила в море трижды, причём из второго была отозвана из-за поломки кулачной муфты, а из третьего (25 декабря) -из-за шторма.

Первый выход на М-77(командир -ст.лейтенант А.Е. Чемоданов) на позицию сорвался по причине не снятого с лодки, в нарушение инструкции, твердого балласта - в итоге первое же погружение едва не привело к падению М-77 на дно, и спасла её только аварийная продувка всего водяного балласта. В последующих двух походах лодка контактов с противником не имела и боролась лишь с сильным штормом, причём в одном случае произошла утечка электролита из аккумуляторной батареи, ставшая причиной досрочного возвращения в Палдиски.

«Морская коллекция» № 5'2009

29

Построечные даты подводных лодок ХЛ-бис серии

Номер лодки

Заводской номер

Дата закладки

Дата спуска на воду

Подписание Приемного акта

Примечание

М-53

С-287

10.02.1934

23.12.1934

10.06.1935

С 1939 г.-М-47

М-54

С-1045

20.12.1934

15.09.1935

14.10.1936

 

М-55

С-1046

25 03.1935

20.11.1935

17.10.1936

 

М-56

С-1047

25 03.1935

20.11.1935

17.10.1936

С 1939 г.-М-48

М-71

С-289

10.03.1934

31.12.1934

24 08.1935

 

М-75

С-292

10.03.1934

05.02.1935

24.08.1935

 

М-73

С-291

10.03.1934

05.01.1935

24.08.1935

 

М-74

С-290

10.03.1934

31.12.1934

24.08.1935

 

М-75

С-292

10.03.1934

05.02.1935

24.08.1935

 

М-76

С-293

10.03.1934

08.02.1935

24.08.1935

 

М-77

С-61/294

10.03.1934

21.03.1936

19.06.1936

 

М-78

С-62/301

20.03.1934

21.03.1936

19.06.1936

 

М-79

С-302

25.08.1934

15.09.1935

15.07.1936

 

М-80

С-303

25.08.1934

15.09.1935

15.07.1936

 

М-81

С-304

25 08.1934

15.09.1935

15.07.1936

 

М-82

С-58

02.02.1934

10.06 1935

06.11.1935

С 1939 г.-М-43

М-83

С-59

10.02.1934

01 06.1935

06.11.1935

 

М-84

С-60

10.03.1934

15.07.1935

27.11.1935

С 1939 г.-М-44

М-85

С-294

29.05.1934

29.04.1935

04.11.1935

С 1939 г.-М-45

М-86

С-301

29.08.1934

25.05.1935

04.11.1935

С 1939г.-М-46

В последнем, четвёртом походе М-77 имела единственный за войну контакт с противником, причём воздушным. Утром 7 января 1940 года, следуя в надводном положении на позицию в район банки Кальбодагрунд, лодка обнаружила одиночный финский самолёт, обстрелявший её из пулемёта. В свою очередь, лодка не могла ответить огнём из 45-мм автомата, покрытого густым слоем смазки - пока комендоры приводили его в боеспособное состояние, подводникам приходилось отвечать только одиночными выстрелами (по причине обмерзания) из установленного на ограждении рубки пулемёта «максим». Лишь спустя 20 минут орудие могло стрелять - и положение изменилось. Тогда пилот сбросил бомбу, упавшую в 120 м за кормой, и улетел.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz