Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

В силу низкого качества корпусной стали в процессе эксплуатации на флотах была отмечена усиленная коррозия металла корпусов лодок, что заставило наркома ВМФ издать приказ №904 от 4 февраля 1941 года, ограничивавший 40 метрами рабочую глубину погружения подлодок VI серии, а предельную - 50 метрами

Наряду с этим моряки-подводники отмечали плохую обитаемость «малюток» и малую автономность. Внутри лодок всегда было холодно, экипаж при нахождении в море был вынужден отдыхать в верхней одежде и «не мог менять нижнее бельё». К тому же из-за низкого качества приборов регенерации воздух в отсеках быстро загрязнялся, что вызывало неудовлет-

ворительное самочувствие личного состава.

На М-15 в декабре 1943 года на основании приказа НК ВМФ от 23 сентября провели удачный практический эксперимент по использованию забортной морской воды в качестве поглотителя углекислоты отсечного воздуха, но из-за высокой шумности при работе насоса, перекачивавшего забортную воду, практического применения этот способ не получил.

Конструктивные недостатки «малюток», а также аварии и даже катастрофы (гибель М-8 и М-19) подчас становились поводом для обвинений во вредительстве ряда видных руководителей флота и промышленности со всеми вытекающими для них последствиями. Так, именно по этой причине в духе сурового времени были репрессированы начальник Управления кораблестроения Н.И. Власьев и начальник Научно-технического комитета H.H. Игнатьев.

Нельзя не согласиться с тем, что эти относительно небольшие, однако сложные в управлении подлодки обладали ещё и слабым вооружением, были плохо приспособлены к действиям в условиях открытого моря и тем более -в океане. Но для несения дозорной службы у своих баз они вполне годились. Поэтому попытки улучшить характеристики «малюток» и хотя бы частично уменьшить чисто технические сложности их эксплуатации продолжались до 1945 года, когда эти лодки наряду с другими решено было оснастить стабилизаторами глубины «Спрут». Обобщающая статистика по флотам на сей счёт отсутствует, но известно, что в числе первых данное устройство установили на тихоокеанские М-21 и М-22 из состава УОПП. Если допустить, что указанные две тихоокеанские «малютки» получили стабилизаторы глубины не в виде исключения, как учебные (для подготовки личного состава), то до конца того же года их могли получить и все другие лодки серии.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz