Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Главная

Естественно, что надводные корабли не могли себе позволить подходить к целям на близкое расстояние, как это делали ракетные подводные лодки. Поэтому дальность полёта корабельных Regulus пришлось увеличить до 800 км за счёт подвески под

Технические характеристики ракетных субмарин

Название

Cask/Carbonero

Tunn>

Barbero

Водоизмещение: надводное^подводное. т

1900/2500

1600/2600

2000/2500

Длина, м

95

94

95

Ширина, м

8,352

8,3

8,3

Осадка, м

5.3

5,2

5,3

Энергетическая установка: тип/макс, мощность, л.с.

4 дизеля, 2 ЭД/6400

2 дизеля, 2 ЭД/2750

2 дизеля, 2 ЭД/2750

Скорость хода, уз: надводная/подводная

20 7

14/6

14/6

Запас топлива, т/ дальность хода, км

378/11000

378/11000

378/12000

Вооружение

1 ракета Loon, 10 торп. аппаратов, боезапас 10 торпед

2 ракеты Regulus, 6 торп. аппаратов, боезапас 6 торпед

2 ракеты Regulus,. 6 торп. аппаратов, боезапас 6 торпед

«Морская коллекция» № 9'2009

31

крыло дополнительных топливных баков.

В ходе многочисленных тренировок пилоты действовали по следующему сценарию. Первым с палубы авианосца взлетал самолёт управления. После старта крылатой ракеты лётчик начинал вести её, находясь немного выше и в стороне от г^едШив. Прямолинейный полёт проходил на высоте 10 600 м, до установки визуального контакта с целью. На расстоянии

тать совместные ракетные учения подводных и надводных сил ВМС, состоявшиеся 19 ноября 1957 года. Пуск Regulus осуществил крейсер USS Helena, оператор которого вёл самолёт-снаряд до расстояния 207 км, после чего передавал управление субмарине Carbonero. Подлодка вела крылатую ракету еще 130 км, а затем направляла её в цель. Отклонение ракеты от точки прицеливания составило 137 м.

Крейсер Helena. На корме видна пусковая установка

с ракетой Regulus

20 — 30 км от цели самолёт управления начинал отворачивать в сторону и лётчик-оператор вводил ракету в пикирование. После этого самолёт ложился на обратный курс.

Пилоты справедливо считали эту работу очень опасной, ведь им приходилось пролетать в непосредственной близости от цели, где их могли атаковать вражеские истребители, чтобы сорвать процесс наведения. Но даже если пилоты смогут благополучно довести Regulus до цели, то следующий этап будет не менее рискованным. Сначала им предстояло выдержать близкий ядерный взрыв, а затем догнать свой авианосец, полным ходом уходящий от ядерного взрыва, и совершить посадку на его палубу.

Помимо авианосцев, комплексом Regulus вооружили четыре тяжёлых крейсера: USS Helena, USS Los Angeles, USS Macon и USS Toledo. На каждом крейсере имелось три крылатых ракеты, хранившиеся в ангаре для бортового гидросамолёта. Пусковая установка находилась на корме корабля. Первый пуск Regulus с борта крейсера USS Los Angeles состоялся 15 февраля 1955 года.

Наиболее ярким примером боевого применения крылатых ракет с борта американских крейсеров можно счи-

Подводная лодка Grayback типа Darter

водные лодки — Grayback и Grouler типа Darter, а также атомная подводная лодка Halibut.

Корабельные ракетные комплексы состояли на вооружении с 1956 по 1960 год, вплоть до появления на палубах авианосцев тяжёлых бомбардировщиков A-3D Skywarrior.

Работы по копированию немецкого самолёта-снаряда Fi-ЮЗ велись и в Советском Союзе. В результате выпустили небольшую серию крылатых ракет под обозначением 10Х «Ласточка» и спроектировали под неё ракетную подводную лодку. Однако неудовлетворительные технические характеристики «Ласточки» не позволили нашим специалистам принять её на вооружение. Поэтому первой подлодкой, вооружённой крылатыми ракетами П-10, стала субмарина проекта 611. Её испытания проходили в 1957 году, но лодка создавалась для экспериментальных целей и на вооружении не состояла.

С 1957 по 1959 год на лодке проекта 613 проходил испытания ракетный комплекс П-5 со сверхзвуковой крылатой ракетой с дальностью стрельбы около 600 км. После принятия ракеты на вооружение началось

Заключение

Ракетный комплекс Regulus, развёрнутый на подводных лодках типа Саиэ, стал первой в мире тактической ракетной системой, принятой на вооружение и выполнявшей боевые задачи в составе сил ядерного сдерживания. Несмотря на свои технические недостатки и высокую уязвимость, он сыграл большую роль в истории развития вооружений.

Кроме подводных лодок типа Саиэ, крылатыми ракетами Regulus вооружались две дизель-электрические под-

строительство серии из шести ракетных лодок по проекту 644, точнее, переоборудование торпедных лодок 613-го проекта в ракетные. В 1960 году они стали приниматься на вооружение.

Американцы также создали свою сверхзвуковую крылатую ракету Regulus II. Её лётные испытания начались в 1957 году, но после принятия на вооружение в 1960 году более мощных баллистических ракет Polaris 1А разработка крылатых ракет для вооружения подводных лодок в США была признана нецелесообразной и прекращена.

32

«Морская коллекция» № 9'2009

Художник А. Чечин


Предыдущая Главная
Хостинг от uCoz