Строительство соединений и частей морпогранохраны СССР.

В. Бурджук

Принятая первоначально организационная структура - морпогранохрана ГПУ в составе морских пограничных флотилий - просуществовала недолго. Навигация 1923 г. показала, что малочисленность судового состава, отсутствие надежных средств связи и управления не позволяют штабам флотилий самостоятельно организовать охрану морской границы.

Состоявшееся в апреле 1924г. Всесоюзное совещание начальников пограничных частей, рассмотрев вопросы о морской охране границ, в своей резолюции предложило: "отрядные объединения сохранить. Отряды как административные единицы подчинить непосредственно начпогранчастям...

Судовой состав отрядов рассредоточить, передав в оперативное подчинение побережных погранотрядов".

На практике, в процессе реорганизации всей структуры пограничной охраны в соответствии с приказом ОГПУ № 122/44, осуществляемой весной и летом 1924 г., пограничные флотилии и отряды были расформированы, а на их основе созданы морские базы. Судовой состав морских баз прикреплялся к тем пограничным отрядам, в районе которых они несли службу. Такое решение в сложившейся ситуации способствовало максимальному использованию имевшегося малочисленного судового состава в интересах охраны границы и позволяло поддерживать более тесное взаимодействие между морскими и сухопутными силами пограничных отрядов.

Располагая ограниченными силами и средствами, имея на вооружении устаревшие, с низкими мореходными качествами суда, моряки пограничной охраны тем не менее самоотверженно решали поставленные перед ними задачи.

Первыми кораблями морской пограничной охраны Баренцева моря стали мотоботы типа "Касатка" водоизмещением 40 тонн и скоростью хода до 6 - 7 узлов. Чуть позже в распоряжение пограничников поступили небольшие судна: ПС - 1 ("Нептун"), ПС - 2 посыльное судно "Ярославна". Из них только "Ярославна" имела высокую мореходность и скорость 14 узлов, однако из-за своего технического состояния она в первые годы для службы практически не использовалась, а после ремонта, в 1924 г., была направлена на Дальний Восток.

Таким образом, "Нептун" и ПС - 2 почти десяток лет составляли основу Северного пограничного флота. По 20 - 25 суток в месяц приходилось им находиться на границе. Ежегодно они задерживали десятки иностранных промысловых судов, нарушавших правила плавания в наших водах.

Наиболее уязвимой частью морской границы 20 - х гг. являлось дальневосточное побережье. Сказывалась его значительная удаленность от центра и, как следствие этого, сложность в осуществлении централизованного обеспечения. Полномочное представительство ОГПУ по Дальнему Востоку, пытаясь найти выходив складывающейся ситуации, приняло меры к самообеспечению за счет средств, полученных от реализации задержанной контрабанды, и арестованных плавсредств. К весне 1924 г. было приобретено 14 судов, что позволяло обеспечить охрану морского побережья на участке от Посьета до Совгавани, где наиболее активно действовали контрабандисты. Остальные участки морской границы оставались неохраняемыми.

Практически полностью использовался для несения сторожевой службы по охране государственной границы Владивостокский отряд боевых судов ВМС. Однако у военных моряков не было опыта пограничной службы и, встречая шхуны, занимавшиеся незаконным промыслом в наших водах, они просто выдворяли их, так как обычно осмотр не давал поводов для задержания. В интересах повышения эффективности охраны морской границы, а также упорядочения использования военных судов в охране территориальных вод в июне 1925 г. боевые корабли Владивостокского отряда сторожевики "Боровский" и "Красный вымпел", миноносцы "Лазо" и "Потапенко", канонерская лодка "Красный Октябрь" и еще около 10 сторожевых катеров были переданы в оперативное подчинение Дальневосточной пограничной охране. После освобождения Северного Сахалина отряд пограничных кораблей пополнился еще 3 канонерскими лодками, одним монитором и 2 бронекатерами.

Передача этих катеров в оперативное подчинение Дальневосточной пограничной охраны, безусловно, способствовала усилению охраны государственной границы на морском участке, но и их все же было недостаточно. Более того, уже в сентябре 1925 г. миноносцы "Лазо" и "Потапенко" вследствие большого износа механизмов и слабости корпуса были разукомплектованы.

К навигации 1927 г. пограничная охрана ДВК имела: 2 базы - морскую (во Владивостоке) и речную (в Хабаровске) в составе 10 и 14 судов соответственно. Вся морская граница ДВК была разбита на 3 отдельных района:

первый - Владивостокский с общей протяженностью береговой черты 1480 км, охватывающей залив Петра Великого до бухты Владимира; второй – Сахалино - Совгаванский протяженностью 1107 км от залива Владимира (включительно), Татарский пролив, западное и восточное побережья Сахалина; третий – Охотско - Камчатский протяженностью 5142 км, охватывающий Охотское и Камчатское моря, далее на север до Берингова пролива.

Однако суда морской пограничной охраны, учитывая их наличный состав и мореходные качества, несли службу лишь в первом районе, второй район с моря не охранялся, а третий обслуживался с апреля до октября периодическими рейдами сторожевика "Красный вымпел".

Речная охрана ДВК осуществлялась по рекам Амур, Уссури, Сунгач, Аргунь и оз. Ханко.

Несколько лучше к 1927 г. по судовому составу морпогранохраны обстояло дело на европейкой и южной границах СССР. Так, в состав Ленинградского пограничного округа входило 5 баз морской пограничной охраны, дислоцировавшихся в Мурманске, Архангельске, Кронштадте, Кингисеппе и Пскове. Они имели 33 единицы плавсредств.

Пограничная охрана черноморского бассейна, включавшая в себя погранохрану Украины, Крыма, Северо - Кавказского края и Закавказья, имела 4 базы с 31 единицей судового состава.

На Каспийском море и в Средней Азии на р. Амударья также имелось по одной базе с 10 (Баку) и 5 (Амударья) судами соответственно.

Всего морская и речная пограничная охрана СССР в 1927 г. насчитывала чуть более 100 судов.

Учитывая недостаточность корабельного состава частей морской пограничной охраны, ОГПУ, с целью повышения эффективности охраны морских границ в августе 1927 г. разработало и утвердило "Правила использования пограничной охраной ОГПУ судов Военно - морских сил РККА". В соответствии с правилами военные корабли могли быть привлечены к оказанию содействия судам погранохраны в случае необходимости преследования и задержания быстроходных контрабандных судов, иностранных промысловых судов-нарушителей, а также при высадке десантов погранохраны. Правила упорядочили взаимоотношения морской пограничной охраны и командования морских сил флотов РККА в повседневной охране границы. В то же время эффективность морской пограничной службы в целом не всегда была высока. Причина этого заключалась в несовершенстве организационной структуры: суда, находясь в оперативном подчинении начальников пограничных отрядов, фактически подчинялись командиру базы, который не нес прямую ответственности за состояние охраны границы , Планирование службы каждой боевой единицы зачастую носило чисто эксплуатационный характер (расчеты расхода горючего, смазочных материалов и пр.).

В начале 30-х годов советское правительство увеличило ассигнования на содержание пограничного флота, что позволило провести некоторые преобразования в его организационно-штатной структуре и системе управления, качественно и количественно улучшить судовой состав.

В 1930 г. Мурманская пограничная база получила корабль 2 ранга, пришедший в Заполярье из Балтики. Корабль "Пурга" водоизмещением около 200 тонн был предназначен для плавания в высоких широтах, имел хорошие мореходные качества и развивал скорость до 18 узлов. Он имел современное по тому времени навигационное оборудование и средства связи: гирокомпас, магнитный компас, эхолот, радиопеленгатор, длинно- и коротковолновый передатчики, УКВ приемник, Вооружен был трехдюймовой пушкой и двумя пулеметами. С его приходом охрана акватории Баренцева и Белого морей значительно улучшилась. До конца 30-х годов СКР "Пурга" оставался флагманом погранохраны Заполярья.

В августе 1930 г. для улучшения охраны речной границы Дальнего Востока речные катера Хабаровской базы были объединены в отряд, командир которого нес полную ответственность за пограничную службу катеров и состояние охраны вверенного участка водной границы.

Эта форма организации оказалась наиболее целесообразной в тот период. Она обеспечивала постоянное квалифицированное руководство охраной границы и умелое использование судов. Через три года подобным образом были реорганизованы морпогранбазы Дальнего Востока. 20 июня 1933 г. приказом ОГПУ краевая морбаза пограничной охраны ДВК была реорганизована в Дальневосточную флотилию погранохраны ГПУ ДВК в составе Владивостокского морского отряда, Петропавловского морского отряда и Хабаровского речного отряда.

Весной 1935 г. морские пограничные базы пограничных округов были реорганизованы в пограничные отряды, включающие в себя как береговые подразделения, так и судовой состав. Последний в свою очередь объединялся в дивизионы сторожевых кораблей и катеров.

Реорганизация морских пограничных баз и развертывание новой организации частей морпогранохраны осуществлялись на основе судостроительной программы, утвержденной постановлением Совета Труда и Обороны от 11 июля 1933 г. Программа предусматривала строительство 60 сторожевых кораблей, из них: 4 СКР ледокольного класса; 22 - по типу быстроходных тральщиков; 30 - по типу морского охотника и 4 СКР предполагалось построить в Италии. Кроме того, планировалось строительство 197 сторожевых катеров различного типа (в том числе 21 катер типа "МО") и 10 мотоботов "Кавасаки". Катер "МО" - малый охотник за подводными лодками, впоследствии стал основным типом сторожевых катеров. Их выпуск был налажен на верфи морпогранохраны ОГПУ в Ленинграде. Всего выпускалось пять модификаций катеров, но наибольшее распространение получил "МО - 1У". Он имел деревянный корпус водоизмещением 50 тонн, скорость хода до 30 узлов. Был вооружен двумя 45-мм скорострельными пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами. Из навигационных средств имелся лишь магнитный компас, а из средств связи - коротковолновый приемопередатчик и УКВ радиостанция.

Однако за годы второй пятилетки (1933 -1937 гг.) моряки - пограничники получили лишь 4 сторожевых корабля (2 тральщика и 2 СКР, построенных в Италии и получивших названия "Дзержинский" и "Киров"). В 1934 г., совершив переход Южным морским путем из Италии во Владивосток, корабли поступили в распоряжение погранохраны Дальнего Востока.

Программа по катеростроению была перевыполнена. На вооружение морских и речных пограничных частей поступило 211 катеров и более 50 мотоботов и шлюпок. При этом у большинства судов по-прежнему были деревянные корпуса (из 28 запланированных к строительству судов со стальным корпусом построено было лишь 4). Это объяснялось тем, что судостроительные заводы Наркомата оборонной промышленности, где был размещен основной заказ ОГПУ по судам с металлическим корпусом, были перенацелены на выполнение новой программы военного кораблестроения РККА. Поэтому основная нагрузка по строительству судов для погранохраны легла на ленинградскую судоверфь ОГПУ и частично на судостроительные заводы Наркомвода и Наркоммаша СССР.

По мере вступления в строй новых кораблей и катеров, шло развертывание частей морпогранохраны в соответствии с их новой организацией в следующей очередности: Финско-Ладожский бассейн, ДВК, южные моря.

Погранчасти Финско-Ладожского бассейна полностью были переформированы и вооружены новыми катерами уже к концу 1936 г. Реорганизация остальных морских и речных погранчастей была завершена во второй половине 1938 г. К этому времени в состав морпогранохраны входило: 13 морских пограничных отрядов; 5 пограничных отрядов, имеющих по 6 и более катеров, объединенных в дивизионы; 1 морская погранбаза; 2 отдельных дивизиона катеров; 12 дивизионов речных катеров; 39 береговых морских комендатур; 248 морских береговых постов. Судовой состав насчитывал 11 сторожевых кораблей, 384 катера и 321 моторную шлюпку, из них 78 % были постройки 1934 - 1937 гг.

Увеличение численности судового состава и развертывание новых морских и речных пограничных частей позволили значительно повысить надежность охраны водных границ, общая протяженность которых составляла около 40 тыс. км, из них охраняемая часть - 33 тыс. км. Наиболее плотно была обеспечена охрана Финско-Ладожского бассейна, имеющего на 630 км водной границы 49 катеров. Менее плотно обеспечивалась охрана побережья ДВК, где на 11000 км границы приходилось 149 судов. Охрана северной части Камчатского полуострова и берегов Берингова пролива осуществлялась фактически лишь одним СКР "Боровский".

Дальнейшее развитие морских сил пограничной охраны НКВД было направлено на решение следующих основных задач:

- организацию охраны территориальных вод по побережью Японского моря, Татарского пролива, Охотского моря, Камчатки и Севера Союза ССР;

- установление охраны Северного морского пути;

- постепенное перевооружение более совершенными типами судового состава охраны морских границ Финского залива, Черного и Каспийского морей в связи с износом действующего.

Для обеспечения выполнения указанных задач морским отделом ГУПВО была разработана и утверждена Комитетом обороны СССР судостроительная программа на 3-ю пятилетку (1938 - 1942 гг.). Программа базировалась в основном на вводе в строй сторожевых кораблей со стальным корпусом и сторожевых катеров типа "МО-1У", "БК-1".

В результате реализации этой программы уже в 1940 г. судовой состав пограничных войск увеличился на 93 % (по отношению к 1938 г.). В морские части Ленинградского погранокруга прибыли сторожевые корабли 2 ранга "Алмаз" и "Изумруд", в Мурманский округ -4 СКР 3 ранга: "Жемчуг", "Рубин", "Бриллиант", "Сапфир", во вновь образованный (1940 г.) Прибалтийский округ - 2 СКР 3 ранга: "Коралл" и"Топаз".

Усиление сторожевыми кораблями морской пограничной охраны Дальнего Востока в связи с осложнением военно-политической обстановки на Западе было отложено.

В1939 - 1940гг.в связи с увеличением численности судового состава морчастей пограничных войск и появлением в результате этого возможности самостоятельного решения ими вопросов охраны территориальных вод, а также с целью улучшения оперативного управления и использования морских сил пограничных войск в случае военных действий они были вновь реорганизованы. Суть реорганизации заключалась в объединении разрозненных по пограничным отрядам отдельных дивизионов сторожевых кораблей и катеров в состав отрядов пограничных судов, подчиненных непосредственно командованию пограничного округа. К октябрю 1940 г. эта реорганизация в основном была завершена. В состав Мурманского пограничного округа вошел 1 - й Северный отряд погрансудов; в Ленинградский округ – 1 - й Балтийский отряд погрансудов; в Прибалтийский округ – 2 - й Балтийский отряд погрансудов; в Черноморский округ – 1 - й и 2 - й Черноморские отряды погрансудов с базированием в Одессе и Балаклаве соответственно; в Грузинский округ – 3 - й Черноморский отряд погрансудов в г. Очимчиры; в Азербайджанский округ – 1 - й Каспийский отряд пограничных судов.

Организация морских пограничных частей Дальнего Востока оставалась без изменений, за исключением создания в августе 1940 г. Хабаровского и Владивостокского морских пограничных портов.

Быстрый рост численности морской и речной пограничной охраны, начавшийся в первой половине 30-х годов, остро поставил вопрос комплектования и подготовки личного состава для частей морпогранохраны.

В 20-х гг. комплектование пограничных морчастей рядовым и младшим начальствующим составом осуществлялось на тех же основаниях, что и комплектование Военно - морского флота.

При этом весь низовой начальствующий состав и младшие специалисты готовились в школах и учебных отрядах флота РККА. По окончании обучения они по разнарядке ОГПУ распределялись на суда частей и подразделений морской погранохраны.

Подобная система существовала также в подготовке специалистов и начальствующего состава среднего и высшего звена. Сложившийся порядок комплектования и подготовки личного состава был утвержден постановлением СТО СССР от 12 августа 1925 г. и действовал вплоть до 1936 г.

В связи с увеличением численности флота РККА, особенно с 1932 г., в системе комплектования личным составом морских погранчастей НКВД из учебных подразделений флота начались сбои.

С целью ликвидации образовавшегося и постоянно увеличивающегося недостатка специалистов для морпогранчастей приказом Наркома внутренних дел СССР от 29 февраля 1935 г. были сформированы 4 школы по подготовке специалистов и младшего начсостава. Первая школа дислоцировалась в Севастополе, вторая - в Одессе (в 1936 г. переведена в Анапу), третья - в Ленинграде и четвертая - во Владивостоке (позже переведена в Махачкалу). Школы готовили рулевых, сигнальщиков, комендоров и т.д.

Подготовка специалистов по наиболее сложным специальностям, в первую очередь электро - механической службы, по - прежнему проводилась в школах РККФ.

В 1937 г. флот вообще прекратил подготовку специалистов для морпогранохраны. В этой связи в 1938 г. было начато строительство первого морского учебного отряда на 1400 человек в Анапе. 30 августа 1940 г. приказом Наркома внутренних дел было объявлено о его формировании, а в октябре первые 820 курсантов приступили к учебе.

Для ликвидации некомплекта командно - технического состава было принято решение о проведении ежегодной, начиная с 1937 г., мобилизации специалистов, окончивших морские политехникумы Наркомвода (штурманов и механиков) с обязательной сокращенной военно - морской переподготовкой. Для этого были расширены специальные курсы переподготовки начальствующего состава в Ленинграде. Срок обучения в них составлял 10 месяцев, количество обучающихся - 80 человек.

В качестве другой временной меры стало принятие в 1936 г. в военно - морские училища РККФ 140 пограничников с выпуском их в 1941 г. и расширение Севастопольского морского училища на 200 мест за счет погранохраны НКВД с ежегодным выпуском, начиная с 1942 г., штурманов и артиллеристов для пограничных войск.

Но принимаемые меры не решали полностью вопрос подготовки командного состава. Это ставило под угрозу своевременный ввод в строй нового судового состава, строящегося по программе 1938 - 1942 гг.

Выход из создавшейся ситуации был найден созданием Военно - морского пограничного училища в Ленинграде. Приказ о его сформировании вышел 28 июня 1940 г. Начальником училища был назначен А. Садников. С 1 сентября 1940 г. в училище началась подготовка курсантов с 4 - летним сроком обучения.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

 

 


ПС - 119. Старейшее пограничное судно.

Пограничный корабль "Али Байрамов".

ПСКР "Атарбеков".

Сторожевой корабль "Киров".

СКР "Воровский".

 

 
Хостинг от uCoz