Балтика.

Ю. Кашулев

В. Семин.

 

Охрану морской границы на Балтийском море осуществляли 1 - й и 2-й Балтийские отряды пограничных судов. 1 - й Балтийский отряд пограничных судов, которым командовал старший лейтенант С. П. Желдаков (начальник штаба старший лейтенант З. Ф. Слепенко, заместитель по политчасти старший политрук Д. И. Павленко), входил в состав Ленинградского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1 - й (командир старший лейтенант А. С. Евстратов, заместитель по политчасти старший политрук К. М. Гавриш) и 2 - й (командир капитан-лейтенант В. П. Степаненко, заместитель по политчасти политрук М. С. Перлов) дивизионы базировались в г. Тронгзунде (ныне г. Высоцк), 3 - й (командир старший лейтенант А. И. Кирсанов, заместитель по политчасти старший политрук В. К. Молодцов) - в Ораниенбауме (Ломоносов). 23 июня 1941 г. отряд в полном составе (семь катеров МО - 2, семь катеров ЗК и 14 катеров КМ) был передан ОВРу Кронштадтской ВМБ КБФ.

В период с 23 июня по 15 сентября 1941 г. корабли и катера 1 - го БОПС выполняли различные задания командования КБФ: несли дозорную службу, участвовали в конвоях в период перехода кораблей флота из Таллина в Кронштадт, эвакуировали гарнизоны с островов Выборгского и Финского заливов, вели боевые действия на них.

15 сентября 1941 г. по приказу командующего КБФ 1 - й Балтийский отряд пограничных судов был расформирован, судовой и личный состав переданы в распоряжение командира ОВРа КБФ. Тогда же из семи катеров ЗК и девяти уцелевших катеров МО был сформирован 2 - й дивизион сторожевых катеров, вошедший в состав Истребительного отряда охраны водного района главной базы КБФ (ОВР ГБ КБФ).

На боевом счету бывших пограничников сбитые самолеты противника, потопленные вражеские корабли и катера, сотни тонн грузов и тысячи перевезенных десантников и эвакуируемых, уничтоженная живая сила и разбитые укрепления неприятеля. Не обходилось без потерь и с нашей стороны. 30 августа 1941 г. при выполнении боевого задания по артиллерийской поддержке сухопутных войск на Неве погибли МО - 183 и МО - 194. Еще раньше, 21 августа, при высадке десанта в Усть - Тосно был потоплен КМ - 317 (командир главный старшина Ф. В. Соснин). При обеспечении перевозок через Ладожское озеро геройски погиб МО - 175 (командир лейтенант И. В. Миклашевский).

2-й Балтийский отряд пограничных судов под командованием капитана 3 ранга А. Н. Перфилова входил в состав Прибалтийского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1 - го (Таллин) под командованием старшего лейтенанта Я.Т. Резниченко, 2 - го (Лиепая) под командованием старшего лейтенанта А. Д. Финочко и 3 - го (Усть - Нарва) под командованием капитан - лейтенанта М. К. Туркова.

22 июня 1941 г. отряд на основании распоряжения наркома Военно - морского флота был передан в подчинение Краснознаменному Балтийскому флоту. Большая часть катеров поступила в Истребительный отряд ОВРа, командиром которого назначили капитана 3 ранга А. Н. Перфилова. Остальные катера убыли в состав конвойных дивизионов, а сторожевые корабли "Уран", "Коралл", "Охт" и "Аметист" - в отдельные дивизионы базовых СКР. Моряки - пограничники приступили к выполнению новых для них обязанностей: несение корабельного дозора на подступах к военно - морским базам, противоборство с кораблями и самолетами противника, эвакуация людей и грузов, охрана транспортов при переходах, борьба с немецкими подводными лодками и др.

Первым боевой счет уничтоженным подводным лодкам противника открыл экипаж катера № 206, которым командовал лейтенант В. Я. Равдугин. 23 июня 1941 г., находясь в дозоре на линии о. Найсаар - Аэгна и выполняя задачу по охране Таллина, моряки зафиксировали перископ подводной лодки. Немедленно была сыграна боевая тревога. После двух заходов на цель со сбросом глубинных бомб на поверхности появилось масляное пятно и вскипела буруном темно-желтая смесь - верный признак поражения цели.

В последующем экипажу катера приходилось выполнять самые различные задачи и одновременно учиться воевать. Вскоре "двести шестой" был переоборудован в минный заградитель. Только в июле 1941 г. он выходил на минные постановки более десяти раз, сопровождал транспортные корабли, высаживал морской десант, выходил в разведку, выполнял особые задания в тылу врага, участвовал и в других операциях.

Славные победы были и на счету сторожевого корабля "Аметист", которым командовал старший лейтенант А. Н. Сукач. 24 июня 1941 г. корабль вышел в море на поиск и уничтожение подводных лодок противника. В районе маяка Хара - Лахт сигнальщик Н. Куимов обнаружил бурун от перископа вражеской подводной лодки. Корабль лег на боевой курс. В преследование включился стоявший наготове в бухте ПК - 229 под командованием лейтенанта Г.А. Финютина. Корабли несколько раз атаковали глубинными бомбами место обнаружения перископа, пока на поверхности не появились буруны пены, масляные пятна. Лодка пошла ко дну.

В июле 1941 г. на линии маяк Кери - м. Юминда в скоротечном бою была уничтожена еще одна подводная лодка. При этом особо отличились командир "Аметиста" старший лейтенант А.Н. Сукач, его помощник B. C. Лобанов, точно запеленговавший место нахождения вражеской подлодки, минеры Н. Гриценко, А. Косарь, командиры отделений П. Ковалев, Ф. Петров, рулевой И. Гетманский, сигнальщик Н. Куимов. Об уничтожении подводной лодки врага 27 июля 1941 г. сообщило Совинформбюро.

Одной из задач, к выполнению которой привлекались бывшие моряки - пограничники, являлась постановка минных заграждений на морских коммуникациях врага. Для этой цели использовались шесть переоборудованных "малых охотников" дивизиона Я.Т. Резниченко.

В ночь на 4 июля МО под командованием Я.Т. Резниченко заминировали выходной фарватер порта Хельсинки, несмотря на плотный огонь береговой артиллерии и воздействие авиации противника.

Только за первые месяцы войны было поставлено около 150 мин. "Охотники" полностью подтвердили способность к этой сложной боевой работе. На минах нашли бесславный конец многие неприятельские корабли и суда, в том числе и финский броненосец "Ильмаринен".

5 августа 1941 г. командование поставило задачу двум катерам сопровождать из Таллина до полуострова Ханко транспорт "Хильда" с боеприпасами для гарнизона военно - морской базы. Возглавил охранение командир катера ПК-221 лейтенант В. К. Яковлев. Вторым катером (МО - 142) командовал лейтенант А.А. Обухов. Через несколько часов после выхода в море в районе Палдиски экипаж ПК - 221 обнаружил и уничтожил вражескую подводную лодку, пытавшуюся атаковать транспорт. Боеприпасы были своевременно доставлены на базу.

Всем защитникам Моонзунда было хорошо известно имя командира 2 - го дивизиона капитан-лейтенанта А. Д. Финочко. В первые часы войны дивизион под его командованием в составе 12 катеров МО принял активное участие в отражении налетов вражеской авиации на город и порт Лиепая. Во время одного из налетов зенитчики-комендоры сбили фашистский бомбардировщик, открыв боевой счет дивизиона.

24 июня 1941 г. по приказу командования базы 2 - й дивизион в составе 7 единиц отошел в порт Вентспилс. При переходе катера подверглись налету десяти немецких самолетов. Особенно трудно пришлось артиллеристам и пулеметчикам катера, которым командовал старший лейтенант Г. Ф. Минин. Они отразили одновременную атаку трех "Юнкерсов", повредив один из самолетов врага.

3 сентября 1941 г. два катера под командованием А.Д. Финочко возвращались с боевого задания по снятию гарнизона с о. Рухну на о. Сааремаа. Внезапно катера атаковали вражеские самолеты. На катере, где находились А. Д. Финочко и командование дивизиона, возник пожар, но моряки продолжали бой и в этой чрезвычайно сложной обстановке сумели сбить два самолета. Однако из-за пожара катер терял ход, становился удобной мишенью для врага. Огонь подбирался к топливной цистерне. Раненый Финочко находился на мостике. Когда силы оставили его, он приказал рулевому поднять набор флагов "Погибаем, но не сдаемся"... Глухой взрыв разметал МО. Героически погибли командир дивизиона А.Д. Финочко, комиссар А.И. Макаров, начальник штаба КН. Варламов и другие.

В конце августа 1941г. начались отход и эвакуация войск Таллинского гарнизона и кораблей флота в Кронштадт и Ленинград. Моряки - пограничники участвовали в обеспечении этого героического перехода. Позднее несколько катеров, входивших в состав 2 - го Балтийского отряда погрансудов, вошли в Истребительный отряд Кронштадского ОВРа и принимали активное участие в обороне Ленинграда.

25 мая 1943 г. два бывших пограничных катера МО - 207 старшего лейтенанта Н. И. Каплунова и МО - 303 лейтенанта В. Г. Титякова под общим командованием капитан - лейтенанта И.П.Чернышова вышли в пролив Бьерке - Зунд для дозора. 13 вражеских катеров сделали попытку прорвать нашу дозорную линию, однако встретили решительный отпор. Особо отличился в этом бою старший лейтенант Н.И. Каплунов. Даже смертельно раненый он продолжал руководить подчиненными и не покинул мостик. Понеся ощутимые потери, враг не выдержал и, маскируясь дымовой завесой, ушел под прикрытием своих береговых батарей.

Совинформбюро сообщило: "В Финском заливе 13 катеров противника напали на два наших дозорных катера. Советские моряки вступили в бой с численно превосходящими силами врага, потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли, наши катера вернулись на базу".

Доблесть, самоотверженность и воинское мастерство экипажей МО - 207 и МО - 303 получили высокую оценку командования КБФ и Верховного Главнокомандования. Капитан - лейтенант И.П. Чернышев первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского; орденами Красного Знамени были отмечены лейтенант В.Г. Титяков и старший лейтенант Н.И. Каплунов (посмертно). Флаг, под которым сражался МО - 207, вместе с моделью этого катера хранится в Центральном военно - морском музее.

Экипаж МО - 207 по возвращении в пограничные войска после войны продолжал с честью выполнять свои обязанности. Имя Николая Каплунова навечно занесено в списки экипажа. Оно было присвоено и одному из кораблей Краснознаменного Прибалтийского пограничного округа, а в 1995 г. - новому кораблю 2 ранга Калининградской группы Погранвойск РФ.

Славную страницу в летопись начального периода войны вписал и личный состав дивизиона пограничных судов отдельного погранотряда береговой охраны полуострова Ханко. В первый же день боевых действий дивизион (четыре катера МО и три катера ЗИС) под командованием старшего лейтенанта Г.И. Лежепекова (военком старший политрук Панков) вошел в состав частей ОВРа военно - морской базы Ханко капитана 2 ранга М.Д. Полегаева и действовал там до эвакуации частей с полуострова в декабре 1941 г.

Личный состав катеров самоотверженно сражался с превосходящим врагом. В ночь на 27 июля 1941 г. во взаимодействии с десантной группой погранотряда моряки дерзким броском овладели островом Бенгшер. Особенно отличились в этом бою командиры катеров Беляев, Шевченко, Козлов, помощник командира катера Непотачев, старшина Боровков, пулеметчики и комендоры Подлевских, Андруцкий и другие. Всего же при непосредственном участии личного состава дивизиона было занято 16 вражеских островов.

На протяжении войны бывшие пограничные катера выполняли самые разнообразные задачи и постоянно были на переднем крае боевых действий КБФ. Они охраняли фарватеры, выходы из портов и гаваней, несли службу ближних и дальних дозоров, участвовали в поиске и уничтожении подводных лодок противника, обеспечивали минные постановки кораблям флота и производили их самостоятельно в Выборгском заливе, сопровождали наши подводные лодки и транспорты при переходе по Финскому заливу, вели разведку побережья, уничтожали на берегу огневые точки врага, участвовали в десантных операциях на островах Эзель и Даго, первыми вошли в Таллинскую гавань в 1944 г. с десантом и вооружением на борту.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

 

 

 
Хостинг от uCoz