Заполярье.

Ю. Кашлев

В. Семин

Перед Северным флотом, которым командовал адмирал А. Г. Головко, в первый период войны стояли задачи содействовать 14 - й армии в оборонительных операциях, охранять военно - морские базы, нарушать морские перевозки противника, защищать наши морские коммуникации. В составе флота имелось 8 эсминцев, 2 тральщика, 15 подводных лодок, столько же катеров - охотников, 7 сторожевых кораблей и 116 самолетов.

Противостояла Северному флоту мощная и хорошо оснащенная группировка морских сил противника, включавшая 8 эсминцев, 6 подводных лодок, 2 минных заградителя, 35 сторожевых кораблей, учебное артиллерийское судно, большое количество морской авиации. В ходе боевых действий немецкие морские силы наращивались. Уже весной 1942 г. они пополнились линкорами "Адмирал Тирпиц", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", тяжелым крейсером "Адмирал Шеер", 4 легкими крейсерами, 12 эсминцами, 20 подводными лодками. На Север были переброшены также бомбардировщики и до 30 самолетов-торпедоносцев. Противник стремился во что бы то ни стало парализовать наши перевозки по Северному морскому пути.

Пограничные корабли вносили достойный вклад в общее дело борьбы с врагом. Семь сторожевых кораблей 1 - го Северного отряда пограничных судов, которым командовал капитан 2 ранга А. И. Дианов, - "Бриллиант", "Айсберг", "Жемчуг", "Нептун", "Рубин", "Бриз", "Сапфир", а также "малые охотники" и катера действовали в составе Северного флота, надежно прикрывая с моря позиции наземных войск. Уже на третий день войны сторожевой корабль "Нептун", находившийся в дозоре у м. Святой Нос, вступил в бой с шестью немецкими самолетами. Меткий артиллерийский огонь моряков - пограничников в сочетании с умелым маневром раз за разом срывал прицельное бомбометание. Получив несколько серьезных повреждений, "Нептун" все же оказался победителем в этом бою и своим ходом дошел до базы. За мужество и воинское мастерство, проявленные в том бою, большая группа экипажа корабля была награждена орденами и медалями. Среди них командир корабля старший лейтенант Н. Поровенко, старшины Г. Чесноков, В. Непочатых, А. Маслинский и краснофлотец Я.Балакирев.

24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом отряд пограничных кораблей перебазировался в Иокангу для охраны горла Белого моря от проникновения кораблей и подводных лодок противника. За первые 20 дней войны бывшие пограничные сторожевики потопили в водах Баренцева и Белого морей пять фашистских подводных лодок.

25 ноября 1941 г. сторожевой корабль "Бриз" нес дозорную службу у м. Святой Нос. Наблюдатель старшина 2-й статьи Чижов в непосредственной близости от корабля увидел всплывающую немецкую подводную лодку. Командир "Бриза" В.А. Киреев, мгновенно оценив обстановку, принял единственно правильное и смелое решение - таранить ее. Кованым железным форштевнем корабль ударил лодку в борт в районе аккумуляторного отсека. Немецкая подводная лодка, задрав нос, пошла ко дну.

Об активности боевой деятельности моряков - пограничников в составе Северного флота могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102, СКР-28 "Рубин" - 97, СКР-29 "Бриллиант" - 91, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток.

С 1942 г. на сторожевые корабли 1 - го Северного отряда погрансудов была возложена задача совместно с кораблями Северного флота обеспечивать движение союзнических конвоев в западном секторе Арктики и в районе Новой Земли, Карского моря и острова Диксон. 13 мая корабли "Рубин" , "Бриллиант", "Бриз" и "Айсберг" вместе с эскадренными миноносцами Северного флота в районе м. Нордкап приняли союзнический конвой “Р – 16” и конвоировали его в Архангельск. Сорок пять самолетов противника атаковали конвой, но корабли боевого охранения не подпустили их к транспортам, приняв весь удар на себя. "Айсберг" получил серьезные повреждения от разрывов бомб. Вышли из строя машины, отдельные агрегаты, образовалась сильная течь в корпусе. Однако все повреждения ликвидировались личным составом и движение не задерживалось. Конвой был доставлен в порт без потерь. •

Боевая деятельность моряков - пограничников по защите Заполярья и северных морских коммуникаций продолжалась по 1944 г. За это время только семь бывших пограничных кораблей и катеров ("Айсберг", "Бриз", "Бриллиант", "Рубин", "Сапфир", ПК-251 и ПК-252) находились на выполнении боевых заданий 4163 суток, прошли 201503 мили и отконвоировали 1443 советских и иностранных транспорта.

Победы доставались дорогой ценой. 11 августа 1941 г. торпедированный вражеской подводной лодкой погиб вместе со всем экипажем СКР-27 "Жемчуг" (командир корабля старший лейтенант П.Д. Долгов, военный комиссар И.И. Щербина), находившийся в боевом дозоре.

Бессмертный подвиг совершил экипаж СКР-29 "Бриллиант". 23 сентября 1944 г., находясь в составе боевого охранения каравана, состоявшего из транспортов "Революционер" (флагман), "Комсомольск", "Буденный", "Кингисепп" и ледокола "Северный ветер", корабль прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. Командир "Бриллианта" старший лейтенант М.В. Махоньков, обнаружив след торпеды, направленной в транспорт, принял единственное в тех условиях решение и преградил ей путь. Ценой своей жизни экипаж "Бриллианта" спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами.

В память о героических подвигах моряков - пограничников Заполярья и для отдания воинских почестей их героизму, мужеству и самоотверженности приказом командующего Северным флотом от 26 июня 1966 г. и начальника войск Краснознаменного Северо - Западного пограничного округа координаты гибели пограничных сторожевых кораблей "Жемчуг" (широта 68 градусов 45 минут N, долгота 42 градуса 55минут W) и "Бриллиант" (широта 76 градусов 09 минут S, долгота 87 градусов 47 минут W) объявлены координатами боевой славы.

Родина высоко оценила ратный труд пограничников-североморцев. Трое из них награждены орденами Ленина, 38 - орденом Красного Знамени, 63 - орденом Красной Звезды, 101 - орденом Отечественной войны II степени, 227 - медалью "За отвагу", 314 -медалью "За боевые заслуги", 475 - медалью "За оборону Советского Заполярья", 43 - медалью Нахимова, 56 - медалью Ушакова.

По решению местных властей Мурманской области в пос. Кувшинская Салма на берегу Баренцева моря в 1967 г. поставлен памятник морякам - пограничникам Заполярья, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На гранитной плите надпись золотом: "В памятки народа не померкнет бессмертный подвиг моряков - пограничников, отдавших свою жизнь в боях за Советское Заполярье".

Весомый вклад в боевые действия Северного флота внес и личный состав дивизиона судов 4 - го Архангельского погранотряда. Переданные в состав флота 24 июня 1941 г. корабли дивизиона несли дозорную и брандвахтенную службу в Двинском заливе, у островов Мудьюг и Муровой, обследовали устья Северной Двины, обеспечивали проводку в базу союзнических конвоев, выходили на поиски и уничтожение подводных лодок противника, осуществляли поиск мин и о найденных оповещали тральщики. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, 83 моряка - пограничника бывшего дивизиона судов Архангельского погранотряда были награждены орденами и медалями.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

 

 

СКР "Бриллиант" ведет бой.

Рис. А. Карелова.

Памятник морякам - пограничникам Запольрья.

 
Хостинг от uCoz