Служебно - боевая деятельность морских частей

Ф. Мошков

В первое послевоенное десятилетие спецорганы ряда государств вели заброску агентуры через нашу границу, в том числе и морским путем. Особенно сложной была обстановка в Прибалтике. Еще в 1944 г. на территории Эстонии был образован ''национальный комитет", работавший под общим руководством Эстонского эмиграционного центра в Швеции, имевшего тесные контакты с английскими спецслужбами. Между Швецией и Прибалтийскими республиками был установлен активно действовавший канал по заброске агентуры морем. В период 1945 - 1953 гг. иностранные агенты неоднократно высаживались в районе п. Нида, Паланги, в районе п. Павилоста, Локса и на о. Сааремаа.

Заброска агентуры через границу морским путем осуществлялась и на других участках. В мае 1950 г. с территории Турции была произведена заброска двух агентов в районе Геленджика, в июне 1954 г. на побережье Черного моря в районе п. Головинка был высажен английский разведчик Петиссен. В октябре -ноябре 1953 г. на остров Кунашир неоднократно высаживалась и вела разведку группа японских разведчиков. 17 августа 1952 г. на о. Сахалин был высажен американский агент Голубев. Имели место случаи высадки разведчиков и на Севере.

Для высадки нарушителей на наш берег использовались быстроходные катера, промысловые суда, подводные лодки. На Балтике для этих целей использовался шведский катер типа "Люрсен", высадка на побережье Курильских островов осуществлялась с переправочных шхун типа "Сева-Мару", на о. Сахалин высадка производилась с японского торпедного катера. Высадка осуществлялась в темное время суток. Переправочный катер обычно подходил на 2 - 3 мили к советскому побережью, затем агенты пересаживались в резиновую лодку, на которой добирались до берега. На Балтике место высадки, как правило, указывал пособник путем подачи световых сигналов с берега, на остальных участках агенты высаживались "втемную". Лодка укрывалась на берегу, возвращалась к переправочному средству или затапливалась. Прием агентуры с нашего берега осуществлялся в обратном порядке, с использованием пособника или в заранее обусловленном месте. Агент Голубев, например, должен был отплыть от берега на резиновом плотике, обозначая свое место пассивным радиолокационным отражателем, по которому его и должен был найти переправочный катер.

Морские части пограничных войск не могли эффективно противодействовать нарушителям границы. Кораблей и катеров для создания достаточной плотности охраны границы не хватало, их средства наблюдения по обеспечивали обнаружение нарушителя в темное время суток. Большинство кораблей не имело радиолокационных станций. На Балтийском море достаточно надежно было прикрыто лишь ленинградское направление. На остальных участках на один корабль приходилось 66 миль морской границы. Аналогичным было положение на Черном и Каспийском морях, но говоря уже о Севере и Тихом океане.

Основным видом службы кораблей являлся дозор: неподвижный в проливах, ведущих к неохраняемому побережью, подвижный - на участках большей протяженности.

Несмотря па все трудности, пограничники выполняли поставленные перед ними задачи по борьбе с агентурой противника. Так, 2 июня 1946 г. пограничный катер 3-го ОПС Карело - Финского округа, которым командовал лейтенант Пирог П.Ф., задержал двух нарушителей, оказавшихся агентами английской разведки. 9 июня 1946 г. ПК-206 (командир младший лейтенант Мысатов О.А.) Таллинского дивизиона задержал катер с двумя иностранными агентами. 3 сентября 1949 г. ПК-65 Сахалинского дивизиона (командир лейтенант Фуртас П.А.) в заливе Анива обнаружил и задержал японский катер, нарушивший государственную границу, на борту которого оказался американский шпион. 1 мая 1950 г. ПСКР-136 (командир капитан-лейтенант Фетисов В.А.) задержал в северных водах английское рыболовное судно "Этрурия", экипаж которого, помимо незаконного промысла, занимался сбором разведывательной информации и фотографированием береговых объектов. 12 августа 1958 г. ПСКР-132 (командир старший лейтенант Куква В.Т.) Малокурильского дивизиона задержал японскую шхуну, в составе экипажа которой был разоблачен агент японской разведки. 24 июня 1958 г. ПСКР-450 (командир капитан-лейтенант Федоров А.А.) Корсаковского дивизиона задержал японское судно. Высокую бдительность при этом проявили сигнальщик старший матрос Палицын А.В., обнаруживший шхуну, и старший матрос Сыч Ф.Ф., своевременно изъявший у капитана судна навигационную карту с нанесенными на ней пометками разведывательного характера.

Всего в 1946 – 1953 гг. на задержанных пограничными кораблями судах выявлено 23 агента иностранных спецслужб.

Были и неудачи. Постоянно державший и напряжении пограничников Балтики переправочный катер, обладая значительно большей скоростью, по сравнению с пограничными кораблями, легко отрывался от преследования и уходил в воды сопредельного государства. Дело изменилось с прибытием в дивизионы кораблей пр. 183 (торпедные катера). не уступавшим г. скорости шведским катерам. 5 октября 1955 г. ПСКР – 503)(командир старший лейтенант Альберт А Ф.) обнаружил катер – нарушитель типа «Люрсен» и начал его преследование. Нa выходе из советских тервод ПСКР-503 обстрелял "Люрсен" из носовой артустановки. После этого в советских водах эти катера больше не фиксировались.

Со второй половины 50-х гг. иностранные спецслужбы резко снизили активность нелегальной заброски агентуры, в том числен морским путем. По оценке КГБ при CM CCCР разведорганы капиталистических стран получили большую возможность заброски агентуры в СССР по легальным каналам. За 1957 - 1960 гг. среди задержанных па границе 7240 нарушителей только 15 были разоблачены как агенты иностранных разводок.

На морских участках границы разведку стали вести разведывательные корабли стран НАТО и разведывательная авиация, постоянно патрулировавшая и совершавшая полеты вдоль кромки тервод СССР, не нарушая, как правило, государственной границы. С 70-х годов отряды кораблей ВМС США ежегодно совершали разведпоходы вдоль Черноморского побережья СССР. Румынии и Болгарин, регулярно заходили в Охотское море. Использовались для разведки и иностранные торговые суда, пользовавшиеся правом мирного прохода в открытые порты СССР. Они отклонялись от рекомендованных курсов и приближались к советскому побережью в районах дислокации военных объектов, пунктов базирования СССР. Особенно часто фиксировались такие отклонения со стороны судов ФРГ при следовании их в порт Мурманск и японских судов, заходивших в порт Находка. По данным разведорганов погранвойск, активно велось изучение охраны границы японскими спецслужбами.

Не отказались иностранные спецслужбы и от нелегальной заброски агентуры на советский берег. Как показал задержанный органами госбезопасности ГДР агент американской разведки, он участвовал в высадке па советское побережье со сверхмалой подводной лодки в 1967 г. В сентябре 1974 г. американская разведка осуществила заброску на побережье Мерного моря Янина, бежавшего из СССР в 1973 г.

Тактика заброски с 50-х гг. не изменилась и основывалась на правиле: менять средства передвижения в зависимости от ожидаемой дальности их обнаружения береговым наблюдением.

В 60 - 70 - х гг. обострилась обстановка на речных участках границы с Китаем.

Китайские суда стали чаще нарушать правила плавания по пограничным рекам, создавали помехи для нормального судоходства. Особенно горячими для пограничных кораблей были периоды путины на реках Амур и Уссури, когда китайские рыбаки осуществляли массовый выход плавсредств. стремясь вести промысел по всей ширине рек. На пограничные корабли, пытавшиеся вытеснить рыбаков за середину реки к китайскому берегу, набрасывались десятки мелких судов. Они буквально облепляли корабль со всех сторон, рыбаки швыряли в пограничников камни и другие предметы, барабанили по бортам бронекатеров палками и веслами.

Противостояние на границе вылилось в вооруженную провокацию, развязанную китайцами на о. Даманском в марте 1969 г. В период даманских событий моряки Иманского дивизиона активно помогали своим сухопутным собратьям по оружию. Они приняли под охрану участки сухопутной границы, оголенные в связи с переброской личного состава погранзастав на усиление маневренных групп, отражавших атаки китайцев, участвовали в организации боевого обеспечения мангрупп, эвакуации раненых. Более 30 моряков за мужество и героизм, проявленные при защите рубежей нашей Родины, были награждены орденами и медалями.

С началом навигации 1969 г. обстановка обострилась па всем протяжении советеко - китайской речной границы. Весной 1969 г. на острове Гольдинский китайские военнослужащие обстреляли и забросали гранатами советский гидрографический катер. Среди команды катера были убитые и раненые. В начале мая. без согласия советской стороны, китайцы попытались провести караван судов из реки Амур в Уссури возле Хабаровска. Караван лидировался сухогрузной баржей, на которой находились переодетые военнослужащие. Выставленная на хабаровском направлении группа бронекатеров Казакевичевского дивизиона во взаимодействии с катерами Амурской военной флотилии остановила караван, высадив несколько групп моряков па баржу. Находившиеся на барже военнослужащие оказали сопротивление действиям пограничников. Китайцами были пущены в ход заранее приготовленные обрезки металлических труб, палки, топоры. Несколько человек с той и другой стороны получили травмы. Караван был выдворен из советских внутренних вод и вернулся в нос. Фуюань.

На западных участках границы ее охрана к началу 70-х годов начинает перестраиваться на предотвращение побегов за кордон. Для ухода с советского берега нарушители главным образом использовали резиновые надувные лодки, байдарки, малые катера типа "Прогресс", "Казанка".

Тактика использования сил и средств для предотвращения побегов за границу строилась на принципе: средства берегового наблюдения обнаруживают нарушителя и наводят на него пограничные корабли и катера.

Наиболее напряженной была обстановка на Балтийском море, привлекавшем нарушителей близостью берегов сопредельных государств, много попыток бежать за границу морским путем предпринималось на Черном море, были они и на морях Тихоокеанского бассейна. Большинство таких попыток предотвращалось совместными действиями береговых постов наблюдения и кораблей, при активном содействии со стороны советских торговых, промысловых и пассажирских судов.

В августе 1964 г. ПСКР-110 (командир старший лейтенант Попов Ю.А.) Лиепайской бригады задержал четырех государственных преступников, пытавшихся прорваться на яхте через Ирбенский пролив; 11 августа 1970 г. ПСКР-228 (командир капитан 3 ранга Журавлев В.И.) Таллинской бригады задержал нарушителей Виркунена и Лийвонда, ушедших с о. Аэгна на сборной байдарке; 8 сентября 1972 г. ПСКР-223 (командир капитан 3 ранга Шуньков E.G.) Лиепайской бригады задержал Лаппмана. пытавшегося уйти за границу на катере "Прогресс" с двумя подвесными моторами; 25 мая 1982 г. ПСКР-615 (командир капитан 3 ранга Бакулин В.Т.) Лнепайской бригады задержал нарушителей Боборыкииа и Кривицкого, пытавшихся угнать за границу рыболовецкий сейнер.

На Черном море 14 июня 1987 г. по наведению танкера "Сухуми" экипаж ПСКР-808 Новороссийской бригады в 62 милях от берега задержал нарушителя Аушева, пытавшегося на резиновой лодке добраться до берегов Турции; 26 августа 1989 г. экипаж ПСКР-814 той же бригады во взаимодействии с вертолетом задержал двух нарушителей, пытавшихся бежать за границу на захваченном катере типа "Амур".

Одним из элементов оперативной обстановки на границе являлись провокационные действия со стороны кораблей и судов зарубежных стран. Показательными в это отношении были действия военных кораблей США, нарушавших границу в проливе Лаперуза (1974 г.), в районе острова Змеиный (1975 г.), в районе Крымского полуострова (1986 г.). Так, в период с 3 по 13 мая 1982 г. сторожевой корабль ВМС США "Локвуд" пять раз нарушал границу в районе залива Петра Великого, относящегося к советским внутренним водам. Аналогичное нарушение допустил английский фрегат "Бервик", нарушивший границу в районе горла Белого моря в 1976 г. В 1981 - 1983 гг. в Чукотском море проявляли активность суда международной организации "Гринпис", оправдывавшие свои действия поиском якобы имевших место нарушений Советским Союзом Конвенции по промыслу китов. Суда "Си Шеперд" и "Ренбоу Ворпер" вторгались в советские территориальные воды, подходили к берегу, высаживали на него группы людей, производили фото- и киносъемки. Неоднократно суда "Гринпис" предпринимали попытки нарушить границу в районе острова Новая Земля. Если в отношении военных кораблей роль пограничников сводилась к наблюдению и оповещению об их действиях командования ВМФ, то суда "Гринписа" приходилось выдворять за пределы территориальных вод своими силами.

Охрана морских богатств от расхищения, выливавшаяся в борьбу с иностранным браконьерством в наших территориальных водах, на протяжении всего рассматриваемого периода была одной из актуальных задач, стоявших перед морскими частями пограничных войск, а на морях Тихоокеанского бассейна являлась практически основой служебной деятельности морских частей. На Баренцевом море особую активность проявляли норвежские и английские браконьеры. Наибольшее количество задержаний в этом регионе на счету экипажей ПСКР "Алмаз" (командир капитан 2 ранга Шарый B.C.), ПСКР "Агат" (командир капитан 3 ранга Александров Л.М.) и ПСКР "Топаз" (командир капитан 3 ранга Лобанов Е.Е.).

На Балтике ежегодно задерживалось 4 -5 судов, принадлежавших в основном Финляндии, Дании, Швеции, ФРГ. Всего за 1946 -1977 гг. в балтийских территориальных водах было задержано за незаконный морской промысел около 80 судов. Наибольшее количество браконьеров задержали экипажи пограничных кораблей ПСКР - 211 (командир капитан 3 ранга Пименков А.Д.), ПСКР - 633 (командир капитан 3 ранга Володин В.Ю.), ПСКР - 222 (командир капитан 3 ранга Акрамовский В.И.), ПСКР - 262 (командир капитан 3 ранга Петров Р.Я.), ПСКР - 453 (командир капитан - лейтенант Беликов В.В.), ПСКР - 407 (командир капитан - лейтенант Савельев В.П.), ПСКА - 75 (командир мичман Гетманский В.В.).

На Черном и Каспийском морях случаев браконьерства со стороны иностранных судов в прибрежных водах СССР было мало.

Основная борьба с браконьерством велась на Тихом океане и его морях, начиная с 1945 г. Ежегодно в этом регионе пограничные корабли задерживали около сотни судов - браконьеров. Наиболее активными в этом отношении были воды, примыкающие к Южным Курильским островам. Позиция японского правительства на оспаривание принадлежности Южных Курил Советскому Союзу поощряла японских рыбаков, и они пытались хозяйничать в терводах СССР на этом направлении, как в своих собственных.

В ходе этой длительной борьбы обе стороны довольно хорошо изучили способы действий друг друга и строили свою тактику применительно к этим действиям. Японские браконьеры заходили в терводы СССР для постановки сетей, как правило, в темное время суток или в тумане. Выставив снасти, они покидали наши воды. Пограничные корабли, обнаружив выставленные сети, подстерегали браконьеров в этом районе и задерживали их. Браконьеры начали маскировать буи, обозначавшие места постановки сетей, под плавающие предметы (бочки, ящики, бревна), применяли притапливаемые радиобуи, которые всплывали лишь на короткое время для подачи радиосигнала. Пограничники приспособились и к этому виду маскировки.

Много хлопот пограничным кораблям доставляли малые японские промысловые суда, незаконно промышлявшие в проливе Советский группами по 150 - 200 единиц и выгребавшие своими драгами морскую капусту, гребешка, морского ежа и т.п. Добывали здесь и краба. Осенью 1961 г. командованием Малокурильского дивизиона (командир капитан 3 ранга Шкодин И.А.) была проведена операция по массовому задержанию японских браконьеров в проливе Советский. В операции участвовали 4 ПСКР пр. 201 и ТКА пр. 183. В результате ее проведения 14 шхун было задержано, остальные вытеснены из пролива. Несколько дней японские суда в проливе не появлялись, затем нарушения возобновились. Аналогичные акции, проводившиеся в последующие годы, па некоторое время снижали активность браконьеров, но радикально задачу не решали. Более того, японцы стали активно проникать в глубь Южно - Курильского пролива. Для противодействия им с 1983 г. на южно - курильском направлении службу стали нести групповым дозором из 4 кораблей. В бухте Зоркая о. Танфильева в 1985 г. была развернута введенная в штат дивизиона группа малых катеров "Аист". С 1986 г. эти катера начали нести службу в проливе Советский, резко снизив количество нарушений.

Все действия японских рыбаков на южнокурильском направлении осуществлялись па фоне широко развернутой в Японии кампании за возвращение так называемых "северных территорий".

Распространение Советским правительством суверенных прав на живые ресурсы моря в 200 - мильных районах, прилегающих к побережью СССР, и начало контроля за иностранным рыболовством в этих районах существенно снизили количество нарушений границы с целью незаконного промысла в наших территориальных водах.

Первыми на службу в морские районы вышли корабли Тихоокеанского пограничного округа: ПСКР "Айсберг" (командир капитан 1 ранга Вересов В.Н.), ПСКР "Камчатка" (командир капитан 2 ранга Соколов Б.А.), ПСКР - 482 (командир капитан 3 ранга Барков B.C.). В Баренцево море в экономическую зону первыми вышли ПСКР "Бриллиант" (командир капитан 2 ранга Добряков Б.Н.), ПСКР "Изумруд" (командир капитан 2 ранга Чаплиц С.Н.), ПСКР "Рубин" (командир капитан 2 ранга Лобанов Е.Е.).

На Баренцевом и Балтийском морях введение временных мер по регулированию рыболовства не вызвало особых эксцессов.

Наиболее напряженной была обстановка в морских районах Тихоокеанского бассейна. С самого начала в линии поведения японских рыбаков просматривалась тенденция на скрытное пли явное нарушение положений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1976 г. В районах, разрешенных для промысла, их усилия были направлены на сокрытие реального объема промысла, начиная от махинаций с ведением промысловой документации и кончая оборудованием на судах потайных морозильных трюмов и камер. Такой потайной трюм был обнаружен осмотровой группой ПСКР "Айсберг" (командир капитан 1 ранга Ломовцев А.Д.) во главе с капитаном 3 ранга Фалилеевым Ю.П. на японском судне "Нитто-Мару-75" 25 мая 1978 г. В этом трюме содержался улов 64,8 т моллюсков, не зафиксированный в промысловом журнале. 26 июня 1978 г. осмотровая группа ПСКР "Малахит" (командир капитан 2 ранга Халимдаров Х.Н.), проверяя японское судно "Койе - Мару-68", обнаружила незаконный прилов краба и рака-отшельника, тушки которых были вморожены в брикеты разрешенных для промысла моллюсков.

В других районах постепенно нарастал браконьерский промысел, достигший наибольшего размаха к 1983 г. Браконьеры маскировали выставленные орудия лова, не подчинялись требованиям пограничных кораблей об остановке, опасно маневрировали, создавая аварийные ситуации, закрывали названия и бортовые номера судов сетями, парусиной, фанерными щитами. На некоторых судах сооружались ложные надстройки.

К началу 80-х гг. действия браконьеров приобрели организованный, скоординированный характер. Из группы промышляющих судов выделялись "дежурные суда", осуществлявшие наблюдение за обстановкой. При обнаружении пограничных кораблей нарушители расходились "веером", предоставляя командиру корабля выбирать, кого из них преследовать. Преследуемым судном с бортов выставлялись стрелы и шлюпбалки, не позволявшие кораблю высадить инспекторскую группу на ходу. Создавались и другие помехи высадке инспекторских групп, вплоть до применения физической силы. С таким фактом столкнулся 13 июня 1983 г. экипаж ПСКР - 803 (командир капитан 3 ранга Баранов В.И.) Находкинской бригады при попытке высадить инспекторскую группу па одно из 8 японских судов, занимавшихся браконьерским промыслом. При подходе корабельного катера к судну японские рыбаки оказали сопротивление: осмотрщика старшину 1 статьи Халпна Л.Л. ударили шестом по голове, командира группы капитан - лейтенанта Хворостухипа С.Г. сбросили в воду. 17 числа того же месяца бортовой катер ПСКР - 800 (командир капитан 3 ранга Комар А.А.) был забросан заостренными бамбуковыми палками с японской шхуны при подходе к ее борту для высадки инспекторской группы.

Тем не менее контроль за иностранным рыболовством налаживался. Недостаток кораблей в морских районах компенсировался проведением разовых акций по массовой проверке японских судов в районах их скопления, куда стягивались на короткое время наши корабли с границы и из баз, проведением операций по пресечению браконьерского промысла.

Такая операция проводилась в период с 14 по 29 июня 1986 г. в конвенционном районе Тихого океана. В операции участвовало 7 инспекторских судов рыбоохраны и один пограничный корабль при поддержке авиации пограничных войск и МГА. С 10 по 12 сентября аналогичная операция проводилась и районе Южных Курил. В операции приняли участие корабли Малокурильской бригады ПСКР "Буг" (командир капитан 2 ранга Уланов В.В.), ПСКР "Неман" (командир капитан 2 ранга Филиппов М.Н.), ПСКР - 675 (командир капитан - лейтенант Щербин А.Н.), ПСКР - 685 (командир капитан - лейтенант Григорьев В.А.). Было задержано 3 и оштрафовано на месте 8 японских судов.

В результате операции но пресечению браконьерского промысла лосося 1 - 20 мая 1990 г.. в которой участвовали два корабля Камчатской дивизии, было задержано 6 японских судов и 12 судов КНДР.

Хорошо помогала пограничная авиация. При обнаружении браконьеров пограничные самолеты фотографировали нарушителей с привязкой к местности. Эти фотографии предъявлялись японской стороне в качестве доказательства незаконной деятельности промысловых судов и взыскания штрафов с виновных.

По мере накопления опыта, пограничники научились распознавать применяемые нарушителями ухищрения, сами применяли неожиданные для них приемы, действуя скрытно и внезапно. В связи с ростом браконьерства усилия пограничных войск постепенно стали смещаться в районы, где промысел иностранным судам не был разрешен. Претерпевала некоторые изменения и тактика действий пограничников. Наряду с действиями, направленными на задержание нарушителей, что не всегда удавалось сделать, стало применяться воспрещение незаконного промысла путем вытеснения браконьеров из советских морских районов.

С 1987 г. корабли Камчатской дивизии начали выходить в конвенционные районы Тихого океана для оказания помощи инспекционным судам рыбоохраны в сохранении запасов лососевых рыб.

Наиболее сложная обстановка и экономической зоне сохранялась в 80 - х гг. в районах, где не были урегулированы вопросы разграничения морских пространств в частности в Наваринском районе, входившем в зону ответственности Камчатского пограничного округа. 23 апреля 1985 г. ПСКР "Пурга" (командир капитан 1 ранга Аладппскпп Г. В.) задержал в этом районе японскую шхуну "Фуиуко- Мару -18". имевшую лицензию, выданную американскими властями на промысел в экономической зоне США, включая н спорный район. Это задержание вызвало негативную реакцию со стороны средств массовой информации США, протесты по дипломатическим каналам и далее попытки силового давления па пограничный корабль. На путь конвоирования задержанного судна вышел СКР "Монро" 17-го района БОХР США и вылетел самолет С-130. Туда же направилось инспекционное судно Японии “Конан-Мару". В сопровождении такого эскорта "Пурга'' и следовала почти до границы территориальных вод СССР. Аналогичный инцидент произошел 7 августа 1986 г.. когда ПСКР имени XXV съезда КПСС (командир капитан I ранга Мпнкевич В.В.) попытался сблизиться с американским судном "Кейдикей", промышлявшим краба. Американец, бросив снасти, ушел в экономическую зону США, откуда через некоторое время вернулся в сопровождении СКР БОХР "Миджетт" и поднял на борт выставленные крабовые ловушки.

Были инциденты и с японскими рыбаками в районе банки Ямато, где разграничение экономических зон также не было урегулировано.

За период несения службы по охране живых ресурсов с 1977 по 1991 гг. в морских районах и экономической зоне пограничными кораблями было проверено 17707 иностранных судов, из которых 123 задержано, на 1041 наложен штраф. Общая сумма штрафа составила 38852.4 тысячи рублей.

Высокая боевая готовность кораблей, отличная морская выучка личного состава помогала морякам - пограничникам не только самим достойно выходить из самых сложных ситуации, но и вовремя прийти па помощь судам и людям, терпящим бедствие. Так 9 февраля 1946 г. в девятибалльный шторм МО - 141 Новороссийского дивизиона под командованием ветерана войны лейтенанта Салагина Н.Д. спас пассажиров транспорта "Одесский горсовет". В феврале 1957 г. ПСКР-508 (командир капитан 3 ранга Изергин В.И.) Очамчирского дивизиона в условиях 10 - балльного шторма оказал помощь терпевшему бедствие рыболовному сейнеру. В мае 1957 г. моряки Корсаковского дивизиона спасли жизнь девяти японским рыбакам. Отлично действовали в сложной обстановке офицер Лазарев Г.М., старшины 2 статьи Демчук В.Ф. и Доманов М.Д., матросы Королев В.М. и Карелин П.П.

В июле 1957 г. пограничники спасли па реке Уссури китайских граждан, терпевших бедствие. В спасении участвовали водитель малого катера матрос И.М. Конохов, матросы П.И. Изосимов и В.Г. Бережевский. В марте 1959 г. пограничный корабль Ленинградского округа под командованием капитана 3 ранга Лившина Г.Е. пришел на помощь рыбакам, оказавшимся без огня и пищи на пустынном острове. Отличились старшина Н. Н. Царь, матросы В.В. Булышев и В. В. Счетчиков. 28 января 1960 г. при спасении экипажа буксира "Бесстрашный" отличился экипаж ПСКР "Изумруд" (командир капитан 2 ранга П.И. Милашенко) Кувшинского дивизиона.

11мая1961 г. ПСКР - 438 (командир капитан - лейтенант В.М. Наумов) Корсаковского дивизиона спас от неминуемой гибели 17 японских рыбаков.

14 апреля 1967 г. пограничный корабль, которым командовал капитан - лейтенант Б.П. Михеев, пришел на помощь экипажу перевернувшейся во время шторма баржи. Механик корабля инженер – капитан - лейтенант Г.А. Синица в легководолазном костюме спустился в затопленные отсеки судна и, обнаружив в одной из кают пятерых членов экипажа, спас их от гибели. За этот подвиг Б.П. Михеев, Г.А. Синица и матрос М.Н. Щербаков были награждены медалями "За отвагу". 5 марта 1977 г. образцы мужества показали экипажи ПСКР "Айсберг" (командир капитан 1 ранга В.Н. Вересов) Камчатской бригады и бортового вертолета Ка - 25 (командир капитан А.Я. Ковалев) при спасении экипажа СРТМ "Свободный", потерпевшего аварию в районе о. Парамушир. С борта гибнувшего судна вертолетом было снято 36 человек. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1977 г. капитан А.Я. Ковалев, штурман вертолета лейтенант В.В. Казаков, бортмеханик старший лейтенант Н.Н. Пензов и капитан 1 ранга В.Н. Вересов были награждены орденами.

Этот список можно продолжить. Пограничные корабли Камчатского дивизиона оказывали помощь в эвакуации населения пос. Северо - Курильска в трагические дни цунами 1953 г. В 1977 году ПСКР "Дзержинский" (командир капитан 2 ранга Емельянов Г.П.) эвакуировал местное население острова Алаид, на котором началось извержение вулкана. Корабли и личный состав Невельского дивизиона во время наводнения 1970 г. эвакуировали из районов, подвергшихся затоплению, более 100 местных жителей, а матрос Рогачев спас двух женщин, захваченных бушующим потоком. В 1980 г. во время тайфуна "Филлипс" спасена жизнь 11 невельчанам. Личный состав Архангельского дивизиона ежегодно спасал утопающих и терпящих бедствие на воде. Только в Казакевичевском дивизионе медалью "За спасение утопающих" было награждено 15 военнослужащих.

В 1986 г. кораблями Новороссийской бригады спасено более ста пассажиров с теплохода "Адмирал Нахимов", потерпевшего катастрофу в Цемесской бухте.

ПСКР "Хрусталь" (командир капитан 3 ранга Буйвол Б.И.) Находкинского дивизиона спас тонущих рыбаков в заливе Рында. ПСКР "Корунд" (командир капитан 2 ранга Дерменев Д.П.) Камчатской дивизии спас рыболовный сейнер "Демино", ПСКР "Дунай" (командир капитан 1 ранга Беневоленский С.М.) участвовал в спасении экипажа американского самолета, потерпевшего аварию над Беринговым морем, а ПСКР "Айсберг" (командир капитан 2 ранга Ворончнхпн B.C.) оказывал помощь в спасении советской подводной лодки в бухте Саранная.

Немало судов освободили от ледового плена моряки Камчатки. Так. ПСКР имени XXV съезда КПСС (командир капитан 1 ранга Ломовцев А.Д.) вывел из льдов около 80 советских судов, ПСКР "Айсберг" (командир капитан 1 ранга Чистяков Г.С.) освободил из льда китобой "Звездный".

7 сентября 1967г. на строительной площадке в Находке рабочими была обнаружена мина, оставшаяся со времен войны. Усилиями дивизионного артиллериста капитана 3 ранга Васильева С.И. и минеров матросов Карманова В.В. и Курченкова А.А. мина была обезврежена.

Как бы ни складывалась обстановка, какие бы решения ни принимались в высших эшелонах руководства пограничными войсками, непосредственно на границе - на кораблях, в штабах дивизионов и бригад - офицеры, мичманы, старшины и матросы знали одно: границу надо охранять и добросовестно несли службу по охране рубежей Родины. В любую погоду, в шторм и стужу корабли выходили па дозорные позиции, задерживали нарушителей, спасали терпящих бедствие, развозили грузы по пограничным заставам и комендатурам. На границе формировались лучшие качества моряков - пограничников: высокая ответственность за порученное дело, профессионализм, способность принимать грамотные решения в самых сложных условиях обстановки.

В морских частях выросла целая плеяда отличных командиров кораблей и катеров, многие из которых по тридцать и более лет не покидали командирского мостика: Беневоленский С.М., Дерменев Д.П., Долгачев П.В., Изергин В.И, Лебедев Г.П.; командиров частей и соединений: Айметдшюв Л.К., Дудин Н.С.. Ивчатов А.В., Лукашенко Н.С., Нагибин Н.П.. Нейперт А.С., Сорокин A.M., Трифонов В.И., Черкасов И.Г.; начальников морских отделов округов: Антонов Г.Д., Босый Г.П., Шкодин И.А., Квашин Е.В., Козленков П.А., Пархоменко М.Я., Придеин И.П., Рябов Б.П., Тимофеев В.П., Ткаченко Э.П. и многие другие. По дороге отцов шли сыновья. Среди моряков - пограничников известны династии Буркиных, Ивановых. Капленко, Михайлик, Сергеевых, Праведовых, Чистяковых, Черкасовых, Терещенко, Хавлиных и многих других, чьим девизом было честное служение Родине.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

 

 


ПСКР типа "Альбатрос" в дозоре.

ПСКР "Айсберг" в дозоре.

Спасение экипажа СРТМ Свободный".

Экипаж катера, оказывавший помощь в спасении тонущих пассажиров с теплохода "Адмирал Нахимов".

 
Хостинг от uCoz