Служебно - боевая деятельность морских сил Погранвойск ФПС РФ.

Г. Титов

Задачи по недопущению нарушений государственной границы и соблюдению установленного порядка в территориальных водах Российской Федерации решались чаще всего проведением пограничных операций и патрульными действиями отдельных кораблей (катеров).

Пограничные операции проводились, начиная с 1994 г., не только морскими силами Погранвойск ФПС РФ. К ним также привлекались силы и средства ФСБ, МВД, ГТК, МО РФ, Минприроды, Роскомрыболовства и других организаций. К числу этих операций относятся "Путина-94", "Заслон", "Рубеж", "Путина-95" и др.

Операция "Путина - 94" проводилась на участках войск Тихоокеанского и Северо - Восточного погранокругов в период с 20 апреля по 30 сентября. В ходе операции к службе на море привлекалось до 20 пограничных кораблей. Авиацией погранвойск для контроля за обстановкой в акватории совершено около 100 самолето- и вертолетовылетов. Было задействовано большое количество постов технического наблюдения. От взаимодействующих ведомств на охране экономической зоны находилось два корабля ВМФ, 9 судов рыбоохраны и одно судно Минприроды России. На всех пограничных кораблях, участвовавших в операции, присутствовали представители таможенной службы, спецморинспекции, органов рыбохраны и МВД, что позволяло вовремя решать возникавшие проблемы.

Операция оказалась весьма результативной. Уже в ходе ее первого этапа в российских водах было обнаружено более 1000 судов, из них 354 - иностранных. Осмотрено 166 судов, в том числе 34 иностранных. На 16 российских судах были вскрыты различные нарушения, за что капитаны были привлечены к ответственности в административном порядке, а в отношении двух капитанов возбуждены уголовные дела.

Операция "Заслон" проводилась на морском, речном, озерном и сухопутном участках, охраняемых войсками Северо - Западного, Кавказского особого, Дальневосточного пограничных округов, а также Калининградской и Западной группами Погранвойск РФ с июня по октябрь 1994 г. В ней было задействовано до 50 пограничных кораблей и катеров, 3 - 4 самолета, 6 - 7 вертолетов, 16 судов рыбоохраны и гражданских ведомств, около 50 радиотехнических средств.

Операция "Рубеж" осуществлялась в период с января по август 1994 г. на участках Забайкальского, Тихоокеанского погранокругов и Калининградской группы пограничных войск. Для ее проведения привлекались пограничные сторожевые корабли, а также катера, самолеты и вертолеты.

Результативность всех операций, проведенных в 1994 г., была достаточно высокой. Общая сумма штрафов и стоимость задержанной контрабанды составила 420 тыс. долларов США и более 100 млрд. рублей. Кроме того, было оприходовано конфискованных морепродуктов: на российских судах - на 2 438 300 тыс. рублей, на иностранных - на 90 903 769 долларов США. Наиболее результативным оказался второй этап операции "Заслон" на участке войск Северо - Западного пограничного округа, где сумма задержанной контраоанды составила более 97 млн. рублей.

Не менее масштабные пограничные операции с участием морских сил Погранвойск ФПС РФ были проведены ив 1995 г. Операция "Путина - 95" проводилась с марта по ноябрь 1995 г. на участках Северо - Западного, Кавказского особого, Забайкальского, Дальневосточного, Тихоокеанского, Северо - Восточного пограничных округов, Арктической и Калининградской групп ПВ РФ с привлечением как пограничных, так и сил и средств взаимодействующих органов министерств и ведомств. В ходе этой операции было осмотрено 12119 судов, из них 2589 - иностранных. При этом было задержано за различные нарушения 222 российских и 62 иностранных судна. Общая сумма штрафов, наложенных на суда-нарушители, составила 466 млн. рублей и почти 792,5 тыс. долларов США.

Пограничные операции имели большое значение. Они позволили наглядно продемонстрировать широкие возможности России по обеспечению эффективной защиты своих национальных интересов на государственной границе и в исключительной экономической зоне, сорвали массовый браконьерский промысел морепродуктов и их несанкционированный вывоз за границу.

Параллельно с проведением пограничных операций в межоперационное время на морских, речных и озерных границах Российской Федерации продолжалась круглосуточная служба пограничных кораблей и катеров.

Сложность решения задач зачастую заключалась в том, что суда - нарушители иностранных государств нередко откровенно игнорировали требования российского законодательства и сигналы пограничников. Именно с таким иностранным судном - нарушителем довелось встретиться пограничному сторожевому кораблю "Урал" (командир капитан 3 ранга Ковалевский) в октябре 1992 г. в проливе Карские Ворота.

Это судно под флагом Нидерландов вышло из порта Мурманск в порт Архангельск, но в установленное время туда не прибыло. Через некоторое время оно было обнаружено пограничным кораблем в российских территориальных водах в проливе Карские Ворота. Неоднократные требования пограничников об остановке капитан иностранного судна не выполнил. Более того, следуя в пределах нашей экономической зоны курсом вдоль побережья архипелага Новая Земля, судно - нарушитель 12 октября спустило на воду шлюпку с шестью членами экипажа, которая направилась в сторону о. Новая Земля. Полтора часа спустя шлюпка была обнаружена в территориальных водах Российской Федерации с заходом в них на глубину более четырех километров. Только после неоднократных требований об остановке и предупредительных выстрелов пограничного корабля судно - нарушитель остановилось, а шлюпка возвратилась и была поднята на борт судна. В результате осмотра судна и шлюпки были обнаружены видеокамера, фотографии российских подводных лодок, зарисовки о. Новая Земля, приборы для замера уровней радиации и другая разведывательная аппаратура. Судно - нарушитель было задержано и отконвоировано в российский порт. Пограничными кораблями в 1993 г. в территориальных водах России на Балтике задержано 4 иностранных судна - нарушителя и 2 российских судна за контрабандную деятельность.

В крайне сложных условиях выполнялись задачи охраны тихоокеанской государственной границы и экономической зоны, где борьба с японскими, китайскими, северокорейскими и тайваньскими нарушителями и браконьерами носила острый характер. Об этом свидетельствовали многочисленные случаи.

Так, 12 сентября 1994 г. ПСКР "Сахалин" (командир капитан 3 ранга В. Жданович) южнее о. Шикотан обнаружил группу иностранных промысловых судов без флагов и опознавательных знаков. С появлением корабля нарушители стали быстро покидать наши территориальные воды, игнорируя требования пограничников об остановке. Сторожевой корабль начал преследование, а после повторных предупредительных сигналов применил оружие. Одно из судов - нарушителей было задержано. Как показало разбирательство, оно принадлежало Китаю и вело промысел без необходимого разрешения. Судно было отконвоировано в российский порт для принятия соответствующих мер.

В целом же служебно – боевая деятельность морских сил пограничных войск по недопущению нарушений государственной границы и соблюдению установленного порядка плавания в территориальных водах России в 1994 - 1995 гг. была достаточно эффективной. За эти годы частями и соединениями морских сил было осмотрено 8066 российских и иностранных судов, из них 759 задержано за различные нарушения, 155 оштрафовано и привлечено к ответственности. Сумма штрафов составила более 506 млн. рублей и более 330 тыс. долларов США.

В не менее сложных условиях выполняли свои задачи моряки - пограничники на реках Амур и Уссури.

За пять месяцев 1995 г. кораблями и катерами Амурской пограничной флотилии было задержано более 70 нарушителей границы, зафиксировано свыше 470 нарушений режима границы китайскими гражданами, изъято контрабанды на сумму более 61 млн. рублей, 79300 юаней и около 13 тыс. долларов США.

Корабли отдельной Краснознаменной бригады участвовали в совместных российско - норвежских учениях по обеспечению экологической безопасности и выполнению спасательных работ на море. ПСКР "Иртыш" этой бригады впервые в истории морских частей в июле - августе 1995г. совершил поход на Землю Франца Иосифа.

Таким образом, морские силы Пограничных войск Российской Федерации в 90-е годы успешно решили задачу охраны государственной границы и экономической зоны, своего строительства и дальнейшего развития с учетом реально складывавшейся обстановки на морских и речных границах государства.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

 

 
Хостинг от uCoz