28 августа 1941 г.
Согласно приказу командующего Северным фронтом от 17 августа 1941 г., в 19—00 этого же числа 2-й батальон Военно-политического училища НКВД им. Ворошилова занял район обороны: Пульево, Смольково, Дылицы, Алексеевка.
В 24 часа 17 августа 1941 г. по распряжению делегата связи штаба фронта 8-я рота была выброшена в дер. Хюльгизи. Таким образом, фронт батальона был 10 км. Из-за недостатка средств связи связь установлена была с тремя ротами. В ночь на 18 августа 1941 г. нашей разведкой было установлено наступление противника двумя мотомехбатальонами дивизии «СС» и одним разведывательным танковым батальоном, движение которых было отмечено по дорогам Волосово — ст. Елизаветино и озеро — ст. Елизаветино. В 5—00 18 августа 1941 г. противник прорвал передний край обороны батальона, и завязался ожесточенный бой до 23—00 18 августа 1941 г. В результате этого боя было подбито и сожжено два танка противника. В 23—00 противник занял парк ст. Елизаветино, и по приказанию полковника Роганова батальон должен был занять новый рубеж обороны Микино — Шпаньково.
Второй рубеж обороны
К 8—00 19 августа 1941 г. батальон стал закрепляться на новом рубеже Микино — Шпаньково, отражая короткими контрударами давление превосходящих сил противника. В 21—30 был получен новый приказ: закрепиться на новом рубеже в лесу, северо-восточнее дер. Большие Борницы и закрыть дорогу противнику в Красногвардейск.
Третий рубеж обороны
К 7—00 20 августа 1941 г. батальон с боем отошел на третий рубеж и занял оборону. Произведенной разведкой было установлено: в дер. Большие Борницы противник сосредоточил один батальон мотомехпехоты и выставил 10 замаскированных танков в кустах против нашей линии обороны. Остальные силы противника — 50 танков и мотомехпехота — стали обходить наш левый фланг.
В 12—00 в район обороны 2-го батальона прибыл член Военного совета и председатель облисполкома Соловьев, который передал приказ Главного Командования батальону: закрыть дорогу продвижения противника на Красногвардейск, при этом обещал подбросить подкрепление: дивизион артиллерии, 6 танков, минометы, боеприпасы, воду и продукты, которых в дальнейшем [мы] так и не получили. В 14—00 противник начал сильную артиллерийскую и минометную стрельбу из 75 минометов по району обороны и полностью закончил окружение батальона, но дорога на Красногвардейск по-прежнему находилась в наших руках, и все попытки противника прорвать путь мотомехколонной по дороге нами были отбиты. С 17—00 по 19—30 батальон отбивал сильный натиск противника огнем и короткими контрударами. В 19—30 батальон в полном составе перешел в контратаку, и противник, неся большие потери, был рассеян и обращен в бегство. В результате этого боя было взорвано и сожжено шесть средних танков противника, убито семь офицеров, один генерал, взято у убитых и найдено на поле боя 12 офицерских портфелей, сумок с картами, два пулемета, много автоматов, винтовки, пистолеты, гранаты, патроны и прочее. 6-я и 8-я роты Военно-политического училища и две роты гвардейской дивизии, находящиеся на флангах обороны, были от батальона противником отрезаны, и связь с ним установить не удалось. На участке обороны дороги Большие Борницы — Красногвардейск остались: 7-я рота — 73 человека, 5-я рота — 52 человека, саперная рота — 27 человек и сборная команда — 23 человека, всего 175 человек.
21 августа 1941 г. с 2—00 до 4—00 противник вновь открыл сильный артиллерийский и минометный огонь и к утру ввел новые силы и начал наступление, которое продолжалось в течение всего дня и ночи на 22 августа. 22 августа противник под сильным артиллерийским и минометным огнем также беспрерывно атаковывал батальон, но был каждый раз отбит нашими контратаками. Дорогу же на Красногвардейск батальон продолжал удерживать, и движение противника по ней не было.
К концу 23 августа 1941 г. создалось тяжелое положение для батальона, противотанковые средства борьбы — гранаты и бутылки — иссякли, состав батальона находился в течение трех-четырех дней без пищи и воды и в результате минометного и артиллерийского огня понес большие потери ранеными и убитыми. Приняв решение прорвать окружение противника и нанести удар по гарнизонам противника в направлении дер. Пигкелево — Сеппелево и выйти на Недлино, батальон повел наступление ротами, но противник по нашему маршруту сосредоточил сильный артиллерийский и минометный огонь, а атакующей пехотой расчленил батальон, и последний прорвался ротами самостоятельно. Группа командования батальона в составе 36 человек, попадая в засады противника, с атакой выходила из окружения, а в районе Малые Борницы группа была окружена ротой противника и решительной атакой разбила и рассеяла роту противника и в дальнейшем, отражая отдельные атаки противника, 27 августа 1941 г. вышла на ст. Сусанине, откуда поездом прибыла в Ленинград. Всего в училище вернулось 193 человека живыми, 80 раненых, удалось установить убитых — 30, остальные 268 человек, среди которых есть убитые и раненые, находящиеся в окружении, задержанные другими частями, не возвратились.
Выводы
1. Возложенную на батальон задачу — задержать противника по дороге ст. Елизаветипо — Красногвардейск максимум на три-четыре дня — выполнили, не допустив продвижения противника в течение шести дней до занятия у колхоза Малые Парицы оборонительного рубежа другими частями и 8-й ротой Военно-Политического училища.
2. При своевременной поддержке батальона артиллерией, танками, а также и противотанковыми средствами батальон мог бы выполнить задачу по уничтожению сил противника на этом рубеже.
3. Несмотря на изолированность батальона, отсутствие пищи и воды, батальон дрался героически, стойко выдерживая атаки превосходящих сил противника, и решительными контратаками обращал его в бегство. Многократно батальон в критические минуты всем составом ходил в атаку, при этом наносил противнику тяжелые потери. В борьбе с немецким фашизмом курсантами и командирами батальона проявлены самоотверженность и героизм.
Командир 2-го батальона Военно-политического училища НКВД им. Ворошилова капитан Золотарев
Врид политрука 2-го батальона старший оперуполномоченный Сафронов
|