Докладная записка начальника войск НКВД СССР и замначальника пограничных войск НКВД СССР № 18/6474 в НКВД СССР об итогах боевой и оперативно-служебной деятельности пограничных войск НКВД по охране тыла Действующей Красной Армии

27 февраля 1942 г.

С началом Отечественной войны все части войск НКВД СССР, оказавшиеся в полосе военных действий, приняли непосредственное участие в боях вместе с Красной Армией. Деятельность пограничных войск НКВД в отчетный период разграничивается на два этапа. Первый — период пограничных сражений и отхода. Второй — с момента стабилизации фронта и последующего перехода Красной Армии в контрнаступление.

В этих боях пограничники проявили большое мужество, упорство и заслужили высокую оценку полевого командования. Особо отличились: 18-й погранотряд (бывший Белорусский пограничный округ), 91-й и 92-й пограничные отряды (бывший Украинский пограничный округ), 23-й и 25-й пограничные отряды (бывший Молдавский пограничный округ), 26-й пограничный отряд (бывший Черноморский пограничный округ).

С момента нападения противника по всей западной границе СССР пограничные отряды приняли на себя первый удар и в течение длительного времени стойко и самоотверженно сдерживали натиск превосходящих сил противника до подхода частей Красной Армии. При отходе от государственной границы пограничные части непрерывно участвовали в арьергардных боях как в составе войск Красной Армии, так и самостоятельными группами. )

Пограничные войска Мурманского и бывшего Карело-Финского пограничных округов в силу особых условий обстановки на этих театрах военных действий с начала войны и до октября 1941 г. участвовали в боях с противником в составе соединений Красной Армии, будучи оперативно подчинены командованию последних.

Другой особенностью использования наших войск на этом участке фронта являются разведывательно-диверсионные действия в глубоком тылу противника и на его коммуникациях. В результате действий разведывательно-диверсионных групп по тылам противника только пограничных частей Мурманского округа (всего совершено 70 рейдов) было убито и ранено 4395 солдат и офицеров противника, захвачено в плен 74 человека, уничтожено на аэродромах и сбито ружейно-пулеметным огнем 10 самолетов, подбито и уничтожено 8 танков, разрушено 143 дзота, сожжено 8 складов с продовольствием, боеприпасами и другим военным имуществом, захвачено 600 винтовок, 50 станковых и ручных пулеметов, 2 орудия и много другого военного имущества и боеприпасов, взорвано 18 мостов на шоссейных и железных дорогах, 1 воинский эшелон и разрушено 48 пролетов связи.

Активными действиями этих групп по тылам противника последний был поставлен на своих коммуникациях в положение обороняющейся стороны. Кроме того, этими действиями была сорвана попытка нападения противника на наши тылы на этом участке фронта.

Активные диверсионно-разведывательные действия частей пограничных войск по охране тыла Карельского фронта успешно продолжаются и до последнего времени.

Постановлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. за № 1756-762сс на пограничные войска НКВД была возложена охрана войскового тыла фронтов Действующей Красной Армии. В соответствии с этим постановлением перед войсками были поставлены следующие задачи: а) наведение порядка в войсковом тылу; б) очистка тыловых дорог от беженцев; в) задержание дезертиров; г) борьба с диверсантами; д) очистка тыловых путей сообщения от беженцев и регулирование подвоза и эвакуации.

Общая численность войск НКВД, привлеченных к выполнению этих задач, составляла 163 тысячи человек, из них пограничников — 58 733 человека, сведенных в 36 пограничных отрядов, 4 резервных погранполка и 2 погранбатальона.

Приказами НКВД СССР за № 001379 от 25 сентября 1941 г. и за № 001409 от 29 сентября 1941 г. пограничные отряды были переформированы в пограничные полки.

Всего по охране тыла фронтов в данный момент занято 36 погранполков, 4 погранотряда, 3 отдельных погранбатальона и 2 отдельные погранкомендатуры.

Общая штатная численность погранвойск, охраняющих тыл фронтов Действующей Красной Армии, составляет 67 610 человек, списочная численность - 46 390 человек.

На втором этапе, начало которого относится к ноябрю 1941 г., боевая и оперативно-служебная работа войск НКВД по охране тыла протекала в условиях относительной стабилизации фронтов и последовавшего затем широкого контрнаступления Красной Армии.

Основной задачей для войск в этот период было наведение в тылу строго революционного порядка, борьба с агентурой противника, забрасываемой через линию фронта в наш тыл, борьба с мелкими группами противника, оставшимися в нашем тылу, борьба с дезертирством и очистка прифронтовой полосы от антисоветского и подозрительного элемента.

В этот период части войск по охране тыла продолжали принимать непосредственное участие в боях как в составе соединений Красной Армии, так и выполняя самостоятельные задачи по обороне отдельных рубежей. И в этих боях пограничники проявили высокое мужество и стойкость. Особо отличились 16-й и 88-й пограничные полки в боях на дальних подступах к Москве и части войск по охране тыла Южного фронта в период борьбы за Ростов.

В боях с немецкими захватчиками пограничные войска понесли в личном составе следующие потери:

1. Безвозвратные потери (убитые, умершие от ран и пропавшие без вести): начсостава — 1932; младшего начсостава — 3192; рядового состава — 19 455. Всего - 24 579 человек.

2. Ранеными: начсостава — 569, младшего начсостава — 868; рядового состава - 4293. Всего - 5730 человек.

Из руководящего состава пограничных войск убиты, умерли от ран и пропали без вести: военком пограничных войск Белорусского округа бриг. комиссар Верещагин, начальник оперативного отдела штаба того же округа полковник Айрапетов, начальник 92-го пограничного отряда подполковник Тарутин, начальник 12-го пограничного отряда майор Якушев, начальник 33-го пограничного отряда майор Смирнов, нач[альник] 105-го пограничного отряда майор Бочаров и ряд других.

Результаты службы частей по охране войскового тыла фронтов по состоянию на 1 января 1942 г., по неполным данным, выражаются в следующих цифрах задержанных: военнослужащих, отставших и потерявших свои части, - 562 856 чел.; находившихся в плену у противника - 19 847; уклонившихся от службы в Красной Армии - 82 089; мародеров - 246; бежавших со строительства оборонных сооружений - 4260; граждан без документов и прочих граждан — 16 322.

Всего задержано лиц, подлежащих выяснению личности и фильтрации, - 685 629 чел.

За этот же период поисковыми группами частей пограничных войск по охране войскового тыла обнаружено, собрано и сдано на сборные пункты трофейного оружия: орудий различного калибра - 157, снарядов различных - 26 546, минометов - 67, пулеметов станковых и ручных - 266, винтовок - 4218, патронов винтовочных - 13 363 749, ружей противотанковых - 19, много автотранспорта и другого трофейного и отечественного военного имущества.

После стабилизации фронтов, и в особенности с переходом Красной Армии в контрнаступление, по мере освобождения населенных пунктов от оккупантов части пограничных войск НКВД по охране войскового тыла столкнулись с резко возросшей активностью немецкой разведки, усилившей заброску своей агентуры через линию фронта, со значительной засоренностью освобожденных населенных пунктов предателями и пособниками врага. Это обстоятельство потребовало восстановить в пограничных войсках НКВД по охране тыла фронтов агентурно-оперативную работу, без развертывания которой войска не могли успешно справляться с возложенными на них задачами по очистке тыла. С этой целью в штаты пограничных войск НКВД по охране тыла фронтов были введены командиры-разведчики в ротах и батальонах и сформированы разведывательные отделения штабов полков и управлений пограничных войск по охране тыла фронтов.

За отчетный период результаты агентурно-оперативной работы разведывательных отделений таковы:

1. Выявлено, задержано и разоблачено шпионов, террористов и диверсантов по тылу Ленинградского фронта — 192 человека, Калининского — 32, Северо-Западного — 56, Западного — 89, Юго-Западного — 306, Южного — 326. Всего - 1001 человек.

Кроме того, по тылам фронтов Калининского, Западного и Ленинградского было передано особым отделам подозреваемых в шпионаже 248 человек.

Из имеющихся материалов видно, что германская разведка вербовку агентуры и засылку ее в тыл Красной Армии проводит в массовом масштабе. Агентура вербуется, главным образом, из числа военнопленных красноармейцев, отдельных неустойчивых командиров Красной Армии и местных жителей временно занятых противником районов советской территории, преимущественно из уголовного и антисоветского элемента.

Наиболее распространенными легендами, прикрывающими агентуру, засылаемую германской разведкой в тылы Красной Армии, являются:

для бывших военнослужащих Красной Армии — «выход из окружения», «бегство из плена», «отставание от части», «командировка по делам службы» и т.д.;

для гражданского населения - «розыск семьи и эвакуированных родственников», «побег с территории, занятой противником», «возвращение гонщиков эвакуированного скота», «нищие» и проч.

Помимо разведывания военных объектов, дислокации частей Красной Армии и вооружения германская разведка ставит своим агентам задачи диверсионно-террористического характера (убийство командиров и комиссаров, советского и партийного актива, организация диверсий на военных объектах) и ведение среди наших войск и населения пораженческой агитации, восхваление фашизма, распространение контрреволюционных листовок, склонение наших бойцов к дезертирству и переходу на сторону врага и проч.

Например, 21 октября 1941 г. задержан и разоблачен агент германской разведки Жуков (Калининский фронт), бывший красноармеец, имевший задание в г. Торжке связаться с диверсантами Бычковым и Зубковым и с ними взорвать мост через р. Торопа.

1 декабря 1941 г. задержан и разоблачен Сидоренко, бывший красноармеец 263-го стр. полка (Южный фронт), имевший задачу разведки частей Красной Армии и отравления личного состава 263-го полка путем засыпки яда в пищу, которым он был снабжен разведкой противника.

5 декабря 1941 г. задержан и разоблачен агент немецкой разведки Сухопенко (Южный фронт), имевший задачу взрыва железнодорожных мостов в районах Юрьевска и Ворошиловграда.

17 декабря 1941 г. задержан и разоблачен предатель с партийным билетом члена ВКП(б) Просоедов2 (Южный фронт). Последний, будучи на оборонных работах, был взят немцами в плен, где и завербован. Находясь в плену, выдал немцам 28 коммунистов, работавших на оборонных работах, которые были немцами расстреляны. После Просоедов был переброшен в наш тыл с задачей взрыва бензохранилищ в районе Водяная и Криворожье.

18 декабря 1941 г. в 6-й армии (Юго-Западный фронт) вскрыта и ликвидирована группа в составе 7 человек, сколоченная агентами германской разведки бывшими красноармейцами Стрекачем и Секириным, имевшая задание совершить террористические акты над командирами и комиссарами частей Красной Армии и партийно-советским активом, совершать вооруженные налеты на колхозы и вести пораженческую и провокационную работу среди населения в пользу немецкого фашизма.

В ряде случаев немецкая разведка вербуемых ею агентов перед выброской пропускает через специальные курсы.

В этом отношении характерно показание разоблаченного шпиона Иваницкого, по национальности поляка, бывшего жителя г. Варшавы, который показал, что он «в числе 45 человек проходил подготовку на специальных курсах разведчиков. Личный состав курсов состоял из поляков, немцев, латышей, литовцев, эстонцев, русских и лиц других национальностей, знающих русский язык. Возрастной состав курсов был от 18 до 25 лет. В ходе подготовки с курсов направлялись по 1-2 разведчика в тыл СССР с разведывательным заданием».

Разведотделение 16-й [германской] армии, действующее против СЗФ, произвело подбор и подготовку в специальных школах и на курсах около 200 разведчиков из числа лиц всех национальностей, знающих русский язык.

21 января 1942 г. в Осташковском районе (Западный фронт) задержана и разоблачена агент немецкой разведки Архипова Анна Васильевна, которая перед переброской немцами в тыл Красной Армии в течение 2 месяцев в г. Осташкове обучалась немецкими офицерами методам разведработы, диверсии и вербовки агентуры.

28 декабря 1941 г. на ст. Ворошиловград (Юго-Западный фронт) задержан и разоблачен агент немецкой разведки Железняк В.Р., который показал, что он перед выброской немцами в тыл Красной Армии прошел подготовку в школе разведчиков в г. Мелитополе. По окончании школы Железняк вместе с другими 4 разведчиками этой школы был выброшен к нам в тыл для совершения диверсионных актов и пораженческой агитации среди населения.

Существуют школы разведчиков в Артемовске, Красноармейске и Орехове (Южный фронт).

2. Выявлено, арестовано и разоблачено: ставленников и пособников немецкого фашизма - 1019 человек.

Антисоветского элемента, проводившего пораженческую агитацию среди наших войск и населения, восхвалявшего немецкий фашизм и распространявшего к[онтр]р[еволюционные] листовки, - 935 человек.

Арестованные и разоблаченные передавались органам НКВД по территориальности и особым отделам.

3. Значительную работу разведывательные отделения пограничных войск НКВД по охране тыла фронтов провели по выявлению дезертиров из числа задержанных. В результате выявлено: по тылу Ленинградского фронта - 3490 чел., Калининского - 1719, Северо-Западного - 64, Западного -5922, Юго-Западного - 11 096, Южного - 573. Всего - 27 994 человека.

Отмечено, что дезертиры объединяются в группы, занимаются мародерством, грабежом населения и убийством советско-партийного актива.

Так, 10 сентября 1941 г. в Киришенском районе (Северо-Западный фронт) ликвидирована группа дезертиров 237-й стр. дивизии в количестве 5 человек, занимавшаяся грабежом населения. У группы изъято 3 винтовки с патронами.

Группа дезертиров 24-го запасного полка (Юго-Западный фронт) во главе с Минеевым занималась грабежом населения, убила участкового милиционера и председателя поселкового совета. При задержании группа оказала вооруженное сопротивление. Минеев и два других бандита были ранены. Изъяты винтовка, два револьвера и две гранаты.

В декабре 1941 г. в тылу 6-й армии (Юго-Западный фронт) ликвидирована бандгруппа дезертира Шмигельского в количестве 15 человек.

25 ноября 1941 г. на ст. Колодезная (Юго-Западный фронт) ликвидирована группа в составе 8 человек, возглавляемая лейтенантами танковых войск Кучумовым и Гридневым. Группа в течение 2 месяцев занималась мародерством и грабежом. Кучумов выдавал себя за работника особого отдела НКВД и этим прикрывал группу от провала.

8 декабря 1941 г. в Мостовском районе (Южный фронт) ликвидирована бандгруппа, состоящая из дезертиров, в составе 7 человек, ставившая своей целью совершение террористических актов по заданию немецкой разведки.

Наши мероприятия

1. Для более четкого определения служебно-оперативной деятельности войск разработано положение о пограничных войсках, охраняющих тыл фронтов Действующей Красной Армии, и инструкция по агентурно-оперативной работе.

2. Приняты меры к ликвидации создавшегося общего большого некомплекта в личном составе.

3. Восполняется некомплект командиров-разведчиков, доходящий в настоящее время по фронтам до 65 процентов, путем перераспределения кадров этих командиров и перевода некоторого количества командиров-разведчиков из пограничных округов Ближнего Востока.

Кроме того, производится отбор 200 кандидатов на учебу в Высшую школу НКВД из числа рядового и младшего начсостава срочной службы, которые после обучения будут направлены в пограничные части по охране тыла фронтов на разведывательную работу.

4. С целью повышения деловой квалификации командиров, привлеченных к агентурно-оперативной работе из числа лиц, поступивших на пополнение убыли командиров-пограничников, в погранполках в марте намечено провести специальные краткосрочные сборы.

5. Для оказания помощи в пограничные части НКВД по охране тыла фронтов командируются работники Главного управления пограничных войск НКВД СССР.

За время войны за боевые отличия награждено правительственными наградами по нашему представлению и по представлению военных советов фронтов и армий 2394 человека. Из них: присвоено звание Героя Советскоо Союза — 11 человек, награждено орденом Ленина — 64 человека, орденом Красного Знамени — 559 человек, орденом Красной Звезды — 815 человек, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» — 945 человек.

Вместе с тем вновь выявлено до 200 человек начальствующего и рядового состава, достойных правительственной награды за боевые отличия, но не представленных до сих пор по ряду причин.

Части пограничных войск НКВД - 3-й погранотряд, 18, 91, 95, 25 и 92-й погранполки - за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецким фашизмом достойны представления к правительственной награде.

Части пограничных войск НКВД СССР неудовлетворительно обеспечены вооружением.

Для обеспечения поступающего пополнения не хватает 44 186 винтовок, в некомплекте: ст. пулеметов — 309, ручных пулеметов — 2558, 45-мм пушек - 247, минометов - 186.

Принятые меры получить недостающее по табелю оружие через довольствующие органы Красной Армии результатов не дали. УВС НКВД резервами вооружения не располагает. Необходимо решение правительственных инстанций.

Характер служебной деятельности пограничных частей НКВД, охраняющих тыл фронтов, возросшая активность разведки противника по заброске агентуры через линию фронта, необходимость тщательной проверки населения, возвращающегося с территории, оккупированной противником, и населения районов, освобождаемых от противника, диктуют необходимость руководство всей служебной и оперативной деятельностью пограничных войск НКВД по охране тыла фронтов полностью взять на себя, оставив за командованием Красной Армии лишь оперативное руководство и снабжение наших частей.

При пересмотре штатов в Куйбышеве предполагалось, что руководство частями пограничных войск НКВД по охране тыла фронтов будет полностью осуществляться армейским командованием, в связи с чем штаты Главного управления пограничных войск НКВД были соответственно сокращены.

Возникла необходимость в настоящее время штаты Главного управления пограничных войск НКВД увеличить на 38 единиц. Просим Вашего решения.

Начальник войск НКВД СССР генерал-майор Аполлонов

Зам. начальника пограничных войск НКВД СССР генерал-майор Стаханов

 

 

 

 
Хостинг от uCoz