Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Вверху: «Френель» в гавани Ла-Паллиса, середина 1908 г. Победитель «Френеля» — эскадренный миноносец «Варасдинер». Хорошо видна необычная идентификационная марка корабля — вертикальная красная полоса на третьей трубе «Морская кампания» № 7'2007 55 нара» спасал оставшихся в живых с парохода «Купа», торпедированного накануне французской подводной лодкой «Архимед» и севшего на грунт у м. Планка. Наступил 1916 год. К тому времени австрийцы переформировали свои минные силы, сведя все угольные эсминцы типа «Хуссар» во 2-ю флотилию. Весь январь и февраль «Река» занимался эскортированием конвоев между Себе-нико и Метковичем. В начале января «Вильдфанг» (кап. 3 р. Лихтенштейн) и «Ускок» выходили на минные постановки у северо-восточного побережья Италии. Несколькими днями позже «Хуссар» и «Варасдинер» обстреливали черногорские позиции. С середины месяца активизировалась австрийская авиация, проведшая несколько налетов на итальянское побережье, поэтому «хусса-ры» постоянно выходили в море для содействия в проведении этих акций. 11-го «Чикош» и «Шарфшютце» совместно с крейсером «Сайда» и миноносцами 75Т, 76Т и 88F обеспечивали налет на Римини, а 17 — 18 января «Чикош», «Шарфшютце», «Велебит», «Штрайтер» и миноносцы 76Т, 78Т и 79Т — на Анкону, при этом «Чикош» обнаружил приводнившийся гидроплан L59, экипаж которого еще накануне сняла британская подводная лодка В-2. Самолет взяли на буксир, однако вскоре он затонул от полученных повреждений. Более удачливым оказался «Хуссар», который 26 января привел в базу приводнившийся из-за неисправности двигателя L83. 3 февраля «Вильдфанг» совместно с броненосным крейсером «Санкт-Георг» и миноносцами 83F, 87F, 88F, 98М обстрелял железнодорожный вокзал в Ортоне и пути у Сан-Вито. Через три дня у Каттаро он имел кратковременный огневой контакт с итальянским эсминцем «Пиладо Брон- «Турул» в бухте Каттаро, конец 1914 начало 1915 гг. цетти» и британским крейсером «Ливерпуль», уйдя вскоре под защиту береговых батарей. 26 февраля «Река» в штормовую погоду при входе в гавань Веруда коснулся грунта, серьезно повредив левый вал и винт. Пришлось отправляться в Полу для ремонта, который продлился до 23 мая. По решению расследовавшего этот инцидент военного суда на командира корабля капитана 3 ранга Франца Гауса был наложен штраф в размере 35 593,9 крон. Правда, по ходатайству Морского отдела объединенное министерство финансов согласилось с освобождением от возмещения ущерба. |