Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 6 Парусно-моторные шхуны водоизмещением около 200 т. Их капитанами были офицеры запаса военно-морского флота. — Прим. автора. «Морская кампания» № 7'2007 23 Корабль береговой обороны «Сайэн» — бывший китайский крейсер «Цзи-Юань» гака', регулярно совершавший плавания в районе залива Асан и вдоль побережья Ляодунского полуострова с последующими заходами в Чифу для передачи разведывательных сведений в резидентуру и получения новых инструкций. 16 июля «Сайэн», маневрируя во время смены места якорной стоянки на рейде Инчхона, столкнулся с крейсером «Акаси» и получил серьезные повреждения носовой части, в гом числе крышек торпедных аппаратов. На следующий день «Сайэн» вышел из Инчхона и 21 июля прибыл в Сасэбо, где был поставлен в док для ремонта. 11 августа «Сайэн» вышел из дока и в тот же день направился из Сасэбо к восточному побережью Корейского полуострова, где по приказу Морского министра должен был произвести гидрографические работы в районе от залива Ульсан до бухты Расин, а также о.Ульнындо. 12 сентября «Сайэн», выполнив поставленные перед ними задачи, зашел в Пусан. По распоряжению Морского министра «Сайэн» оставался в Пусане в качестве станионера вплоть до конца октября и занимался разведкой. В донесении на имя начальника МГШ от 10 октября командир «Сайэн» сообщал: «Строительство железной дороги из Пусана в Сеул фактически перешло в наши руки. Официально его совместно ведут Управление Северо-западной железной дороги, подчиняющееся корейскому правительству, и Корейская железнодорожная компания. На самом деле все дела ведет английская компания, с которой заключены контракты, благодаря которым все работы по строительству полностью перешли под контроль японского правительства. Одновременно сообщаю, что в последнее время русские усилили наблюдение за японскими и английскими подданными. Недавно по подозрению в утечке секретных сведений бит уволены: анг- лийский служащий представительства КВЖД в Нагасаки, японский служащий представительства КВЖД в Пусане и японский инженер, работавший на строительстве порта Дальний». В донесении на имя начальника МГШ от 15 октября командир «Сайэн» сообщал: «Консул России в Масане Козаков1 несколько дней назад покинул свою резиденцию в Масане и переехал в Пусан, где остановился в представительстве компании КВЖД. В Пусане он занимается покупкой земельного участка под строительство здания русского консульства, так как теперь в Масане будет только вице-консульство. Одновременно Козаков весьма активно занимается разведкой на этом направлении. В настоящее время имущество русских в Пусане выставляется на торги». |