Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. С 1896 г. основным калибром торпед австро-венгерского флота стал 450-мм. Хотя все торпеды обозначались как «45 сш Ь/5» (где 5 — длина в полных метрах), существовало несколько модификаций. Торпеды образца 1905 г. оснащались 4-цилиндровым поршневым двигателем и при общем весе 644 кг несли 94-кг заряд. В 1909 г. для эсминцев типа «Хуссар» и миноносцев типа «Кайман» была разработана новая торпеда с увеличенным до 110 кг зарядом. Она и оставалась их основным оружием в годы Первой мировой войны. На «хуссарах» один из торпедных аппаратов располагался традиционно, в кормовой части, второй — в носовой, между боевой рубкой и мостиком. По всей видимости, австрийские моряки решили применить немецкий опыт. Теоретически, такое расположение сули- Характеристики торпед
ло определенные преимущества при стрельбе с острых курсовых углов, но на практике носовой торпедный аппарат постоянно заливался даже на незначительном волнении. Торпедные аппараты образца 1894/95 г. изготавливались из двух легких стальных труб и снабжались совком с откидной концевой частью. Вся эта конструкция устанавливалась на основание, выполненное в виде обода с шестью спицами, и вращалась на четырех роликах по кольцевому рельсу с зубчатым венцом. Выстрел производился при помощи порохового заряда. Общий запас торпед — 6 штук, из которых две, полностью снаряженные, находились непосредственно в аппаратах и еще четыре хранились в третьем отсеке в разобранном виде: корпуса и боевые зарядные отделения раздельно, в соседних помещениях. Главные и вспомогательные механизмы, судовые устройства Главная энергетическая установка «хус-саров» состояла из двух четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения. Они были устроены таким образом, что с одной стороны от центра располагались цилиндры высокого (диаметром 518.2 мм) и среднего (789,9 мм) давления, а с другой — дна цилиндра низкого давления (по S60 мм). Ход поршней — 459.7 мм. Частота вращения коленчатого вала при полной мощности превышала 400 об/мин. Машины были сбалансированы по системе Ярроу-Шлик-Твили. Отработанный пар поступал в два конденсатора, располагавшихся параллельно машинам, но ближе к бортовой обшивке. Корабли приводились в движение трехлопастными винтами диаметром 2,057 м. |