Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В целом, за годы войны корабли, прибывшие на Северный флот с Тихого океана, выполняли боевые задачи по эскортированию внутренних и внешних конвоев, поиску и уничтожению вражеских подлодок, уничтожению судов и кораблей противника. Личный состав эсминцев всегда проявлял отвагу и мужество и неоднократно отмечался в приказах командования. Лидер "Баку" за успешные боевые действия, высокую организованность и героизм личного состава Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года был награжден орденом Красного Знамени. После окончания войны лидер "Баку" еще некоторое время находился в строю флота. В 1949 году корабль был переклассифицирован в эскадренный миноносец. Во второй половине 50-х годов "Баку" прошел капитальный ремонт на заводу производственного объединения "Север" в Северодвинске, а в 1959 году был исключен из списков действующего флота и перечислен в плавказарму. Еще через несколько лет бывший лидер был передан на разборку на металл. Так закончилась жизнь замечательного корабля, первенца надводных боевых кораблей амурских кораблестроителей. При написании статьи были использованы материалы по истории завода инженера Истомина В. Т. и автора статьи, "фонды заводского музея", книга "Дальзавод", а также газета "Амурец" от 26.07.1990. 10 СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИДЕРОВ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА ""38" НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ЛИДЕР ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ "БАКУ ПРОЕКТА "38" Как известно, 1-я кораблестроительная программа, принятая Советом Труда и Обороны (СТО) в декабре 1926 года и положившая начало советскому периоду военного кораблестроения, не предусматривала обновления миноносных сил флота. Однако уже в 1928 году, в связи с переходом советской промышленности на 5-летние планы развития, программа в рабочем порядке была пересмотрена и увеличена. В новом виде (1929 года) она включала, в числе прочих, эскадренные миноносцы. Тактико-техническое задание на проектирование эсминцев проекта "1" было утверждено 1 ноября 1928 года (в 1933 году они были переклассифицированы в лидеры эсминцев). Проектирование велось в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством главного конструктора В.А.Никити-на. Предполагалось построить три таких корабля. 13 июня 1930 года Начальник Штаба РККА Б.М.Шапошников представил в Реввоенсовет доклад 'Об уточнении 5-летнего плана строительства РККА", в котором в числе прочих рассматривались вопросы дальнейшего развития морских сил (как известно, отдельный Наркомат ВМФ был организован только в декабре 1937 года, поэтому делами флота в то время занималось командование РККА). В докладе обосновывалась необходимость строительства большего числа новых эскадренных миноносцев, так как числившиеся в то время в советском флоте 'Новики" уже не отвечали всем требованиям, предъявляемым к этому классу кораблей. И когда 11 июля 1933 года постановлением СТО была утверждена новая программа кораблестроения, включавшая 50 кораблей класса эсминцев (в том числе еще три лидера улучшенного проекта), на стапелях верфей уже находились три лидера проекта "1", заложенные осенью 1932 года. |