Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Наиболее полное (хотя и не лишенное недостатков) описание советско-китайской речной войны 1929 года интересующиеся читатели могут найти в книгах В.Н.Багроеа и Н.Ф.Сунгоркина "Краснознаменная Амурская флотилия" (Москва, 1970 и 1976) и "Боевая вахта амурцев" (Хабаровск, 1982). Справочные данные по советским кораблям - участникам боев на Сунгари нетрудно отыскать в открытой отечественной литературе. Для этого, к примеру достаточно заглянуть в справочники "Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-Морского флота (1917-1927 годы)" (Москва, 1981) и "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945" (Москва, 1988), Иначе обстоит дело с кораблями противника. Достаточно полные сведения о них получить сложнее. Причиной этому - скудность и разбросанность по различным источникам справочного материала по сунгарийским военным кораблям и судам, к сожалению, и в вышедшем недавно в свет первом отечественном издании, посвященном военному флоту Китая - "Корабли китайского флота" A.C.Павлова (Якутск, 1996) - внимательный читатель сможет обнаружить данные лишь о четырех из одиннадцати боевых единиц Сунгарийской флотилии. Автор нынешней публикации уже обращался к теме советско-китайской войны 1929 года и участию в ней обеих речных флотилий на страницах своего справочника "Потери противников Советского Военно-Морского флота 1918-1940"' (Львов, 1995, стр. 12-13). Ныне вниманию читателей предлагается собранный специально по заказу сборника "Бриз" первый в своем роде на русском языке открытый справочный материал по боевым единицам китайской Сунгарийской флотилии по состоянию на 1929 год. Данный материал составлен его автором на основе анализа, изучения и сопоставления советских разведывательных и боевых документов, открытых и внутриведомственных отечественных и зарубежных изданий. По каждому кораблю флотилии приводится достаточно подробная историческая справка и основные тактико-технические элементы. Эти справки охватывают все одиннадцать кораблей и судов, принимавших активное участие з боевых действиях на реке Сунгари в октябре 1929 года. Канонерская лодка Дзян-Хен" Заложена в 1905 году на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Кобе (Япония) по заказу китайского правительства в серии из четырех однотипных мореходных канонерских лодок. В разобранном виде доставлена морем в Китай, собрана на зерфи "Дзян-Нань Док К" в Шанхае и з 1906 году вступила в строй. В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской флотилии в качестве флагманского корабля. 31 октября 1929 года потоплена в Фугдине (Фуцзине) базирующимся на плавучую базу "Амур4 гидросамолетом "МР-1" из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрилий советской Дальневосточной военной флотилии. В течение 1930-1931 годов поднята китайцами, но к 1932 году выведена ими из строя. В гаком состоянии корабль был захвачен японцами и передан манчжурам. В 1935 году поставлена на восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), но в дальнейшем от ввода в строй отказались, и он там же был сдан на слом. В различных советских публикаци- |