Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Немецкие конструкторы полагали, что 300-мм.пояс вместе со 150-мм.скосами палубы дает эквивалентную толщину 500 мм. Над нижней броне-палубой пространство между главной и верхней бро-непалубами защищались всего 141-мм.броней верхнего пояса. Верхний пояс не применялся ни на одном иностранном линкоре того времени, поскольку его ценность не соответствовала занимаемому им весу. Это доказал обстрел "Bismarck'a" английскими линкорами "King George V" и "Rodney", когда верхний пояс многократно пробивался с близкой дистанции снарядами калибра 152-406 мм. Хотя скос бронепа-лубы давал дополнительную защиту погребам и энергетической установке и обеспечивал дополнительную жесткость нижней кромки главного пояса, существовала опасность затопления помещений над нижней бронепалубой при пробитии верхней части пояса и возникновении крена на этот борт. Этого можно было избежать, применив более толстый пояс, но немцы предпочитали комбинированную защиту - пояс, скосы, броневые переборки. Что было хорошо, а что плохо - спорный вопрос. Недостаточной оказалась бы и горизонтальная защита. Немцы не проводили испытаний по воздействию авиабомб на корабли, чтобы определить оптимальную толщину бронепалуб. Но они экстраполировали результаты артобстрелов и сделали вывод, что для взведения взрывателя авиабомбы, чтобы она взорвалась над нижней бронепалубой, достаточно иметь 50-мм.верхнюю палубу. Включение в проекты "Н-42" - "Н-44" третьей бронепалубы и увеличение толщины верхней до 60-80 мм. показало обеспокоенность слабостью применяемой до этого концепции горизонтального бронирования. Этот опыт появился после того, как при бомбардировке "Scharnhorst" в Ла-Паллисе несколько бомб пробили его верхнюю и нижнюю бронепалубы. Но более эффективным, чем введение третьей бронепалубы, оказывалось увеличение толщины верхней и нижней бронепалуб. Достаточную защиту от бомб не позволило дать ограничение по водоизмещению, так как из-за большой площади палуб их утолщение потребовало значительного уменьшения других составляющих бронезащиты. Сильной стороной последних вариантов проекта "Н" была противоторпедная защита, ширина которой увеличилась с 5,5 до 11 метров. "Bismarck" и "Н-39" имели недостаточную защиту, что продемонстрировало попадание 356-мм.снаряда с "Prince of Wales" в "Bismarck", серьезно повредившего противоторпедную переборку в районе отделения турбогенераторов и поперечную переборку соседнего котельного отделения. Невозможность взять под контроль затопления в этих местах привело к потере этих помещений (пришлось отключить котел и включить резервные генераторы). |