Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. спасательного «L-55» на гинях судна «Коммуна» Морская коллекция» № 10'2008 5 Эксплуатировать английскую субмарину довелось уже морякам РККФ. В конце 1926 г. при проведении в Копорском заливе испытаний придонного трала тральщиками «Защитник» и «Клюз» была обнаружена погибшая в 1919 г. английская подводная лодка. 29 апреля 1927 г. вопрос о подъеме лодки поднял только что назначенный начальником 5-го отдела (подводного плавания) Технического управления УВМС РККА Л.А. Белецкий. Почти одновременно в Научно-технический комитет УВМС поступило письмо преподавателя Военно-Морской академии А.Н. Лебедева. Считая, что потоплена устаревшая лодка типа «Е», он предлагал поднять ее и в дальнейшем использовать как объект для экспериментальной проверки «влияния подводных взрывов на корпус и механизмы подводных судов и, как следствие, веса заряда для противолодочных бомб». Письмо заинтересовало начальника Техупра УВМС Н.И. Власьева. Для выяснения подробностей в Ленинград выехал представитель Техупра ПИ. Алексеев. Ознакомившись на месте с документами и опросив очевидцев, он доложил находившемуся в то время в Ленинграде начальнику Морских сил РККА РА. Муклевичу, что английская лодка, вероятно, больших повреждений не имеет и, следовательно, возможно ее быстро восстановить и ввести в строй. Выслушав доклад, Наморси приказал начальнику Морских сил Балтийского моря М.В. Викторову в кратчайший срок организовать гидрографическое траление Копорской губы и водолазное обследование затонувшей лодки. 20 октября 1927 г. Реввоенсовет Балтийского моря предписал командованию бригады траления изыскать силы и средства для выполнения этой задачи. Тральщики «Клюз» и «Змей», используя мягкий гидрографический трал и металлоиска-тель, обследовали предполагаемый район. Руководил поисковыми работами командир 1-го дивизиона тральщиков (он же командир «Змея») К.Л. Никандров. Лежащую на грунте лодку обнаружили в точке с координатами 59°55' с.ш. и 28°46'6" в.д. Выставив на месте гибели субмарины веху, тральщики вернулись в Кронштадт за водолазной партией. Еще 2 сентября — до начала поисковых работ — Н.И. Власьев обратился за помощью к руководству Экспедиции подводных работ особого назначения ОГПУ (имевшей достаточный опыт подъема подводных лодок). Вскоре руководитель ЭПРОН Л.Н. Мейер сообщил о согласии экспедиции взять на себя подъем субмарины. 20 октября тральщики прибыли в Копор-ский залив, имея на борту водолазов. Поиск лодки осложнялся тем, что выставленную ранее веху сорвало штормом. Используя тралы-металлоискатели, «Змей» и «Клюз» вскоре обнаружили на дне залива большую массу металла. Погрузившийся под воду водолаз, однако, не смог ничего найти. Тогда решили отыскать лодку путем |