Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

27 апреля 1928 г. Техупр УВМС и ЭПРОН заключили договор на производство работ по подъему лодки. Для действий на Балтике, где ЭПРОН не имел своего подразделения, сформировали специальную группу, руководителем которой назначили Ф.А. Шпаковича, а главным инженером —

Поднятая субмарина введена в док

6

«Морская коллекция» № 10/2008

<^-55» в доке после откачки воды

Т.И. Бобрицкого. 15 мая в оперативное подчинение ЭПРОН перешло спасательное судно «Коммуна». Четыре пары гиней обеспечивали подъем лодок водоизмещением до 1000 т, а подъемное усилие, необходимое для подъема «1.-55», по расчетам, составляло около 860 т. Одновременно экспедиции передали ледокольный буксир Ленинградского военного порта «Транспортник» и паровой килектор.

Поскольку выставленные осенью вехи оказались сорваны зимним ледоставом, тральщикам вновь пришлось осуществить поиск корпуса субмарины. На этот раз трал-металлоискатель сработал надежно, и 19 мая место было быстро найдено. Попутно провели дополнительное обследование лодки силами водолазов Ленинградского военного порта. Первые же результаты повергли командование МСБМ в шок: практически вся рубка была разрушена сильным взрывом, сохранились только носовая часть ограждения, снарядный элеватор и одно из двух орудий. Прочная бронзовая рубка лежала на грунте в 20 — 25 м по правому борту от лодки. Балластная цистерна позади рубки имела многочисленные разрывы и вмятины. В прочном корпусе обнаружили пробоину длиной около 3,2 м.

Данные обследования противоречили первоначальному докладу ЭПРОН о хорошем состоянии лодки. Начальник Техупра Н.И. Власьев направил Л.Н. Мейеру гневное письмо, обвиняя ЭПРОН в дезинформации и недоумевая, как такое могло случиться в одном из подразделений ОГПУ. В результате разбирательства Н.С. Хро-ленко отдали под суд (условно осужден на 6 месяцев тюремного заключения), чем инцидент был исчерпан. Несомненно, что причиной недоразумения стала крайняя заинтересованность ЭПРОН в получении подряда на проведение судоподъемных работ, поскольку он не имел стабильного источника финансирования.

Не дожидаясь прибытия «Коммуны», 8 июня «Транспортник» с группой водолазов ЭПРОН и килектором на буксире вышел в Копорскую губу. 10 июня приступили к подводным работам. Вначале застропили прочную рубку, на следующий день подняли и уложили ее на кормовую палубу буксира. Одновременно подняли кормовой снарядный элеватор, однако второе орудие так и не нашли. Также в 21 м от кормы лодки обнаружили якорь английской противолодочной мины, что позволило установить истинную причину гибели «1.-55». Имело ли место попадание снаряда с «Азарда» — сказать затруднительно, поскольку средняя и кормовая части ограждения рубки, как уже указывалось, были разрушены взрывом мины. Впрочем, сомнительно, чтобы при таком взаимном положении кораблей, какое бывает при торпедной атаке, снаряд мог попасть куда-либо, кроме абсолютно не пострадавшей носовой части ограждения.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz