Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. в жертву вооружению, которое составило четыре 533-мм торпедных аппарата (два носовых и два кормовых; к носовым имелись запасные торпеды) и десять минных шахт в минно-балластных цистернах, обеспечивавших постановку 20 якорных контактных мин. Артвооружение состояло из 76-мм пушки Бофорса и 20-мм выносного автомата Мадсена. Эти субмарины оценивались финнами как вполне удачные, что и подтвердилось опытом Второй мировой войны. Именно с учетом их проекта и опыта эксплуатации и формировались требования к эстонским подлодкам. В декабре 1933 г. эстонское правительство объявило конкурс на проектирование и постройку двух 400-тонных подлодок с минно-торпедным вооружением. В борьбе за тендер приняло участие 13 фирм, включая пять французских и три английских. В конечном итоге, под давлением англичан был принят проект фирмы «Виккерс», созданный на основе эстонского задания с использованием традиционных британских конструктивных решений. «Улучшенный «Ветехинен» имел несколько большую надводную скорость и автономность. Число торпедных аппаратов осталось прежним, но все они были сосредоточены в носу и имели запасные торпеды. Интересно отметить, что длина внутренних труб торпед- «Морская коллекция* № 10'2008 11 ных аппаратов у «Ветехинена» составляла 6,8 м, а у «Калева» — 7,0 м, что позволяло использовать более длинные современные торпеды. Вместо традиционного неуниверсального орудия эстонские субмарины получили 40-мм автомат на «скрывающейся» установке. В то же время эти подлодки имели клепаную, а не сварную конструкцию корпуса, что вызывало увеличение массы. В результате при несколько меньшей по сравнению с «Ветехиненом» длине (59,5 м) водоизмещение составило 665/853 т. Главной проблемой стал сбор суммы, необходимой для постройки подлодок. В том же 1933 г. эстонское правительство продало Перу эсминцы «Леннук» и «Вам-бола» (бывшие «Авторил» и «Спартак») за 2,3 млн. эстонских крон, что составило чуть более трети запрошенной «Виккерсом» суммы (360 тыс. фн ст., или 6,6 млн. крон). Остальные средства планировалось собрать по общественной подписке, но она до апреля 1939-го дала всего 510 тыс. крон. Остальные средства пришлось выкраивать из бюджета страны путем ужесточения налогообложения. Контракт между правительством Эстонии и английской корпорацией «Виккерс-Арм-стронг» был заключен 12 декабря 1934 г. Выплаты предполагалось осуществлять частями. В мае 1935-го заложили первую подлодку, получившую название «Калев» (в честь героя эпоса), 16 июня вторую — «Лембит» (названа в честь героя борьбы |