Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Место поломки обнаружили быстро — трубопровод в надстройке, там, где он подходил к носовым рулям. Этот участок магистрали отключили, а сами рули до ремонта закрепили стальным тросом. Для этого группе моряков пришлось выйти на палубу, по которой каждую минуту перекатывались волны. Работами руководил эстонец мичман Аартее. Почти одновременно другая группа привела в действие вертикальный руль, для чего пришлось заполнить маслом цистерну гидравлики — в постоянно кренившейся подлодке сделать это оказалось весьма непросто. В течение трех часов субмарина носилась по воле волн, управляясь только дизелями и не имея возможности погрузиться. Лишь после завершения всех работ удалось уйти под воду и переждать шторм, а на следующий день отремонтировать корабль. Вечером 16-го «Лембит» достиг района восточнее порта Карлскрона, где стали обнаруживаться многочисленные дозорные корабли шведского военно-морского флота. Несмотря на это прорыв между островом Борнхольм и шведским берегом был осуществлен в ночь на 17 августа в надводном положении. При этом субмарина несколько раз расходилась с нейтральными судами на встречных курсах на расстоянии всего пары сотен метров. Постановку мин выполнили в вечернее время тех же суток из подводного положения. Лодка легла на курс 235° и в течение полутора часов выставила все 20 мин пятью банками. Хотя общая длина заграждения получилась чуть более 4 миль, противник его так и не обнаружил. Это и не удивительно, поскольку оно находилось за пределами фарватеров, которыми ходили немецкие суда, а живучесть заграждения оказалась незначительной. Немецкое командование узнало о минной постановке советской подлодки, выполненной в центральной части Балтики в конце ноября, но не вследствие подрыва какого-либо судна, а в результате радиоперехвата нашего сообщения, где перечислялись закрытые для плавания районы. В течение нескольких дней три немецких тральщика вели минную разведку, однако так ничего и не нашли — при расшифровке сообщения немецкие криптоаналитики ошиблись на 2° к востоку от того района, где ставил мины «Лембит». Несмотря на это к весне 1942 г. в штабе КБФ считали, что постановка оказалась весьма успешной, поскольку на ней погибло два судна. Источником этой информации стали шведские газеты, сообщившие в ноябре 1941-го о гибели транспорта «Вольрат Там», а в феврале 1942-го — железнодорожного парома «Штарке». Оба судна действительно погибли на минах, но не «Лембита». «Воль-рат Там» подорвался 10 ноября у острова Боркум (Северное море), а «Штарке» — 26 февраля на плавающей мине, сорванной, скорее всего, с одного из немецких оборонительных заграждений, выставленных в Западной Балтике перед нападением на СССР. В марте 1943 г. паром был поднят и позднее введен в эксплуатацию. |