Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

К счастью, за это время подлодка избежала боевых повреждений, хотя возможности получить их возникали практически ежедневно. Вся территория завода методично обстреливалась германской осадной артиллерией, а 4 апреля и в ночь на 5-е корабль попал под удары вражеской авиации. Одна тяжелая авиабомба пробила окружавший «Лембит» лед на расстоянии 5 м, а две другие — 10 м. В обычных условиях это, по-видимому, сопровождалось бы большими повреждениями, но в тот раз субмарина не получила даже царапин. Дело в том, что немцы, стремившиеся уничтожить стоявший поблизости линкор «Октябрьская Революция», сбрасывали бронебойные бомбы с малым количеством взрывчатки, которые пробивали лед и взрывались на дне Невы. Не надеясь на дальнейшее везение, командование бригады сразу после вскрытия реки ото льда, 27 — 28 апреля перевело подлодку на стоянку у набережной Жореса близ Летнего сада. Там экипаж завершил ремонт, а с 18 июня приступил к отработке задач боевой подготовки — пробным погружениям на так называемом «Охтинском море» (сравнительно глубоком участке Невы возле Охтинского моста) и прострелке торпедных аппаратов воздухом. На это ушло почти два месяца. Только в ночь на 13 августа «Лембит» перешел в Кронштадт, где произвел окончательную подготовку к походу, ставшему самой славной страницей в его истории.

В ночь на 18 августа подлодка покинула Кронштадт и перешла к острову Лавен-

сари. Задержавшись там до вечера 21-го, «Лембит» ушел на позицию в устье Финского залива. Хотя при движении в точку погружения в 10 милях западнее острова эскортирующие тральщики затрали-ли две мины (одна из них взорвалась в трале перед носом подлодки) и два минных защитника, оставшаяся часть перехода прошла на удивление спокойно. Никем не замеченная субмарина утром 25 августа закончила форсирование залива и вошла в пределы позиции. В качестве «точки приложения усилий» Матиясевич решил избрать шхерный фарватер, ведущий к финскому острову Утё. На этот раз флотская разведка сработала как надо, обнаружив узел коммуникаций, связывавший базы Германии и финский порт Турку. Небольшой по размеру «Лембит» как нельзя лучше подходил для действий в этом районе, правда, однажды и его габариты оказались великоваты для плавания в шхерах. Днем 26-го Матиясевич обследовал в перископ гавань Утё, но при развороте на обратный курс вышел за пределы фарватера и попал на мель глубиной всего 4,5 м. Пришлось на виду у береговых постов (подлодка в этот момент находилась всего в 13 кбт от острова) всплывать в крейсерское положение, после чего командир на несколько мгновений выскочил на мостик, чтобы определиться с дальнейшим маневрированием. Это дало положительный эффект — лодка быстро вышла на глубокую воду и уже через 3 минуты погрузилась, не будучи обнаруженной с берега.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz