Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 2 «Морская коллекция» № 10'2008 «1-32», «1.-34», «1.-35» аннулированы в связи с окончанием войны) отличались главным образом переходом на 21-дюймовые торпедные аппараты в носовой части. Это увеличило общую длину с 70,4 до 72,7 м. Аппараты в средней части надстройки остались 18-дюймовыми, не изменилось и число торпед. Шесть (по другим данным, пять) подлодок этого типа были достроены в варианте минных заградителей с 16 вертикальными минными трубами в булевых цистернах, в каждую из которых помещалось по одной мине. На этих субмаринах надстроечные аппараты отсутствовали. Впоследствии именно лодки 2-й серии послужили прототипом при разработке проекта «заморских» патрульных подлодок типа «О». Не менее крупным заказом должна была стать 3-я серия из 25 единиц, но в связи с окончанием войны достроили лишь семь («1.-52» — «1.-56», «1.-69», «1.-71», кроме того, корпусные конструкции «1.-67» и «1.-68» использовали при постройке югославских подлодок «НгаЬп» и «ЫеЬх^за»). Представители этой серии отличались от предшественниц заметно усиленным вооружением: за счет отказа от труб в надстройке число носовых аппаратов увеличилось до шести, причем к каждому имелось по запасной торпеде. Удвоилось и количество 102-мм орудий. Чтобы уместить их на палубе мостика, ограждение рубки пришлось существенно продлить, что придало подлодкам совершенно неповторимый внешний вид. Между орудиями в средней части мостика оборудовали закрытую ходовую рубку, что ухудшило и без того посредственную остойчивость. В середине 1920-х гг. кормовое орудие демонтировали, установив на его месте обтекатель антенны гидроакустической станции «Асдик-113С». Если не считать малоудачных эскадренных подлодок типа «К», «элки» 3-й серии на момент вступления в строй (конец 1918 г.) являлись самыми тяжеловооруженными субмаринами в британском флоте и одними из сильнейших в мире. Правда, за это пришлось заплатить ухудшением скоростных показателей: несмотря на все ухищрения, надводный ход не превышал 14 уз. Недостатки следует считать результатом того, что заказ на 3-ю серию последовал ранее, чем удалось обобщить опыт эксплуатации более ранних подлодок. Именно поэтому прототипом при разработке проекта «заморских» субмарин типа «О» послужили корабли 2-й серии. К недостаткам «элок» следует отнести сравнительно крупные размеры (особенно для мелководных театров), что неизбежно приводило к плохой управляемости на перископной глубине и большой продолжительности погружения. О проблеме остойчивости, обусловленной размещением тяжелых грузов на большой высоте (артиллерийских орудий на палубе мостика), уже говорилось. |