Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Корпус Жесткие требования к водоизмещению вынудили разработчиков эсминца проекта 7 максимально облегчить корпус корабля. Поэтому в конструкции «семерки» было внедрено немало новых, но недостаточно проверенных решений. Приступив к строительству крупной серии эсминцев без испытаний опытного корабля-прототипа, советские конструкторы повторили ошибку своих немецких и японских коллег. Прежде всего клепаный корпус эсминца выполнялся из маломарганцовистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. В результате в корпусах «се- В верху: 37-мм автомат 70-К на одном из эсминцев Северного флота, 1942 г. Слева: 12,7-м м пулемет «Кольт-Браунинг» эсминца «Гремящий». мерок» нередко возникали трещины от неудачной швартовки (даже при ударе о деревянный брус), пробоины от осколков и пуль. Кроме того, в проекте 7 была применена смешанная система набора — в основном продольная, а в оконечностях — поперечная. Места же перехода от одного набора к другому (44-й и 173-й шпангоуты) не имели достаточных подкреплений, и высокая концентрация возникающих там напряжений вкупе с хрупкостью обшивки подчас приводила к разламыванию корпуса — несмотря на то, что работы по усилению связей набора начались еще до войны. Корпус разделялся поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Согласно расчетам корабль должен гарантированно сохранять плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков. Как показала практика, этому требованию конструкция «семерки» безусловно соответствует: даже в самых тяжелых случаях у эсминцев оставалось 60% запаса плавучести. При затоплении трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда. Толщина обшивки корпуса составляла 5—9 мм (ширстречный пояс — 10 мм), настил палуб — 3—10 мм, водонепроницаемых переборок — всего 3—4 мм. В основном конструкции были клепаными, но ограниченно применялась электросварка. Энергетика Приступая к проектированию ГЭУ эсминцев проекта 7, советские конструкторы использовали опыт, полученный при создании лидера «Ленинград». Последний, правда, имел больше недостатков, чем преимуществ: необычная для кораблей такого класса трехваль-ная турбинная установка была очень сложной, уязвимой, дорогой и неэкономичной. Новые эсминцы проектировались двухвальными, а их турбины требовалось создать со ступенями крей-серного и экономического ходов. |