Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 90 боевых заданий, прошла в боях и походах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 самолетов противника, потопила одну подводную лодку, обеспечивала переходы 63 конвоев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Гурин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза), капитан-лейтенант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гав-рилов (до 16.7.1944 и с 14.1.1945, временно исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945). «ГРОЗНЫЙ» После недолгого нахождения в составе КБФ «Грозный» по Беломорско-Бал-тийскому каналу прибыл на Север и 26 июня 1939 года вошел в строй СФ. Занимался боевой подготовкой, а 1 апреля 1940 года встал на гарантийный ремонт на заводе № 402 (г.Молотовск, ныне Северодвинск), который завершился только 20 июля 1941 года — через месяц после начала войны. В документах Главного штаба ВМФ отмечалось, что уровень подготовки экипажа эсминца к тому времени был недостаточным. Поэтому первоначально его включили в состав Беломорской флотилии. Он принимал участие в минных постановках и в эскортировании судов по Белому морю. 29 сентября 1941 года эсминец включили в состав дивизиона эскадренных миноносцев СФ и перевели в Полярный. 19 октября, 2,3 и 10 ноября и 21 декабря «Грозный» выходил на обстрелы вражеских сухопутных позиций, выпустив 480 130-мм (202 фугасных и 278 фугасно-ос- 12 «Морская коллекция» № 2*96 колочных) снарядов. Операции осуществлялись в сложных походных условиях. Особенно тяжелым был поход 24 — 25 декабря, когда 7-балльная волна вызывала качку до 45°, а на палубе образовался слой льда толщиной 50—60 см. Корпус эсминца получил ряд повреждений (в частности, трещина в верхней палубе в районе 189-го шпангоута, трещины в сварных швах и прочее). После планово-предупредительного ремонта в январе 1942 года «Грозный»» занимался конвоированием транспортов, а 6 марта в штормовых условиях оказывал помощь «Громкому», оставшемуся в море без топлива. Перекачав на систер-шип 117 т мазута, «Грозный» на обратном пути шквалом ураганной силы был снесен с курса и сел кормой на камни острова Олений. Утром следующего дня к «Грозному» подошли буксиры № 23 и «Память Руслана». Эсминец удалось снять с мели, но затем буксир лопнул, и корабль вновь ударился о камни, повредив себе винт. Когда же, наконец, удалось покинуть опасный район, скорость «Грозного» составляла всего 7 узлов. По пути в базу эсминец трижды атаковали немецкие самолеты, но, к счастью, бомбы разрывались не ближе чем в 60 м. 8 марта «Грозный» остался без топлива, и лишь после приема 117 т мазута с танкера «Юкагир» смог добраться до Ваенги. 20 марта он перешел в Мурманск. Здесь его поставили на ремонт — сначала в плавучий док, затем к стенке Северной судостроительной верфи. 9 мая «Грозный» прошел ходовые испытания, и с конца мая активно участвовал в охране конвоев от воздушных налетов и подводных лодок противника. 27 июня он дважды атаковал немецкую субмарину, сбросив на нее две серии глубинных бомб, после чего на поверхности воды появились масляные пятна. |