Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Первое котельное отделение быстро затопило, в остальных вышла из строя большая часть вспомогательных механизмов. Гофры в кормовой части корпуса увеличились, появились трещины, через которые начала поступать вода. Эсминец остался без хода и без управления. В сложившейся обстановке экипаж возглавил командир БЧ-3 старший лейтенант П.И.Иванов. Им была организована борьба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с аварийного аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному «Сметливому» подошел тральщик Т-205. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснулся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112—116-го шпангоутов на две части, на плаву осталась лишь кормовая. Носовой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и ушла под воду. Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек — 80 членов экипажа и 270 пассажиров и эвакуируемых солдат. Увы, большинство находившихся на борту эсминца людей погибло. Во время войны «Сметливым» командовал капитан 2 ранга В.М.Нарыков (до 28.10.1941), аза неделю до гибели корабля его сменил В.И.Маслов. «СТЕРЕГУЩИЙ» Последняя из «семерок» завода имени Жданова, достроенная по первоначальному проекту. Эсминец участвовал в советско-финской войне — выходил в дозор, конвоировал транспорты, участвовал в маневрах Балтийского флота. В момент нападения фашистской Германии на СССР числился в составе отряда легких сил, в ночь на 23 июня 1941 года вместе с «Гнев- Линия разлома после взрыва третьей мины ным» и «Гордым» и крейсером «Максим Горький» прикрывал минные постановки в устье Финского залива. После подрыва крейсера на мине сопровождал его к острову Вормси, а затем в Таллин. Во время последнего перехода в параване «Стерегущего» взорвалась мина. Эсминец получил небольшие повреждения, но сохранил ход и благополучно прибыл в базу. После недельного ремонта вновь вошел в строй, и уже 2 июля участвовал в минной постановке (вместе с эсминцем «Калинин» и тральщиком «Бугель» выставлено 100 мин и 50 минных защитников). Затем эсминец перешел в Ирбенский пролив для действий на коммуникациях противника. |