Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 27 февраля за активные боевые действия в течение первых полутора лет войны эсминец «Бойкий» был награжден орденом Красного Знамени. Весной — летом 1943 года «Бойкий» участвовал в набеговых операциях на ближние коммуникации противника. 26 августа в составе соединения выходил в море для постановки минного заграждения, но был обнаружен вражеским самолетом и по приказу командования вернулся в базу. Интенсивная эксплуатация корабля сказалась на экономичности его механизмов: за этот поход протяженностью 817 миль в топках сожгли 454 т мазута — значительно больше, чем в прежние времена. Правда, на это повлияло и низкое качество мазута, которым приходилось заправлять наши корабли в Поти и Батуми. Износ котельно-турбинной установки, а также фактический запрет командования использовать крупные корабли на Черноморском театре после трагической гибели лидера «Харьков» и двух эсминцев в октябре 1943 года привели к тому, что на заключительном этапе Великой Отечественной войны «Бойкий» выходил в море лишь эпизодически и в боевых действиях участвовал очень ограниченно. Почти в течение всей войны «Бойким» командовал капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга и капитан 2 ранга) Г.Ф.Годлевский, 24.4.1944 его сменил капитан 2 ранга Л.Г.Леут, а 12.6.1944 — капитан 3 ранга В.Г.Бакарджиев. «БЕСПОЩАДНЫЙ» Официально включен в состав ЧФ 2 октября 1939 года. Неделю спустя, в ночь с 9 на 10 октября, попал в 8-балльный шторм, в результате чего корпус в районе 84 — 90-го шпангоутов деформировался (срезались заклепки, образовались трещины, погнулись шпангоуты и бимсы). Это был «первый звонок», свидетельствующий о недостаточной прочности корпусов «семерок». После экстренного ремонта «Беспощадный» вместе с лидером «Москва» с 19 по 24 октября совершил официальный визит в Стамбул. В 1940 году в ходе эксплуатации эсминца выявились дефекты в механизмах и электрооборудовании. Гарантийный ремонт затянулся на 6 месяцев - пришлось заменить турбину высокого давления ТЗА № 2. Зато к началу войны корабль был в хорошем техническом состоянии. С 22 по 30 июня 1941 года «Беспощадный» ежедневно выходил в море для постановки оборонительных минных заграждений (хотя до сих пор непонятно, против кого предназначались эти заграждения? Ведь у противника — Румынии — в то время имелось всего 4 эсминца и 1 подводная лодка!). Всего кораблем было выставлено 114 мин. |