Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В 11.50 примерно 10—12 бомбардировщиков нанесли удар по «Беспощадному». Одна из бомб, весом не менее 200 кг, попала в носовое машинное отделение с правого борта и взорвалась под днищем корабля. Паровая магистраль была перебита, лопнул настил палубы в районе 110—115-го шпангоутов, образовалась огромная пробоина. Вторая бомба взорвалась вблизи левого борта напротив кормового машинного отделения, изрешетив обшивку корпуса. Эсминец начал крениться на левый борт, освещение погасло, давление пара упало до нуля. Вода мгновенно затопила первое машинное отделение и через пробоины и разошедшиеся швы поступала в 3-е и 2-е котельные отделения. Все силы экипажа были брошены на спасение корабля. По приказу командира «Беспощадный» избавился от лишнего в данной ситуации оружия - выстрелил торпеды и сбросил глубинные бомбы. Под пробоину с правого борта подвели пластырь, хотя тот прилегал плохо. Воду откачивали ручными помпами, а около 14.00 — с помощью подошедшего «Способного». Последний взял «Беспощадного» на буксир, одновременно осуществляя перекачку топлива с аварийного эсминца в свои цистерны. Но новый налет перечеркнул появившуюся надежду на спасение. В 14.13 в «Беспощадный» попали сразу четыре бомбы — три в кормовую часть и одна во второе машинное отделение. Эсминец разломился пополам. Кормовая часть затонула почти мгновенно. Носовая некоторое время держалась на воде, но в 14.25, встав вертикально форштевнем вверх, ушла в пучину. Чуть позже участь «Беспощадного» разделили «Способный» и «Харьков». Из 903 человек, находившихся на борту трех погибших кораблей, катера и гидросамо- леты спасли 187, в том числе 41 из экипажа «Беспощадного». В годы войны «Беспощадным» командовали капитан 3 ранга П.В.Глазовский (до 17.7.1941), капитан-лейтенант Г.П.Негода (до 24.11.1941, затем стал командиром 1-го дивизиона эсминцев. После гибели «Беспощадного» спасен, переведен на ТОФ), капитан 3 ранга В.А.Пархоменко (с 24.11.1941, спасен, позже стал адмиралом, командующим ЧФ). «БЫСТРЫЙ» Официально включен в состав ЧФ 7 марта 1939 года. С началом Великой Отечественной войны был включен в систему ПВО главной базы флота. 1 июля 1941 года направлен на ремонт в Николаев, и около 14.00 эсминец вышел из Южной бухты Севастополя. В 14.10 при проходе первой линии бонов (глубина 14—16 м) раздался мощный взрыв донной мины, выставленной немецким самолетом. Корабль подбросило вверх и вправо. В результате 24 человека из экипажа сразу погибли, а 81 оказался ранен, то есть мгновенно была потеряна половина экипажа. «Быстрый» начал описывать циркуляцию вправо. Немного не дойдя до Константиновского равелина, он остановился с креном на левый борт: его затормозил левый якорь, самопроизвольно отдавшийся в момент взрыва. Котельные отделения № 1 и № 2 были затоплены сразу же, а через 10 минут после взрыва вода заполнила все помещения до 109-го шпангоута и между 159-м и 185-м шпангоутами. Крен на левый борт достиг 15, нос сел на грунт. |