Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Прототип «семерки» — итальянский эсминец «Маэстрале» (1934 г.).

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Артиллерия: самая мощная и самая ненужная

Опыт первой мировой войны, считавшийся «критерием истины» для кораблестроителей 20-х и 30-х годов, свидетельствовал, что эсминец как наиболее универсальный корабль флота неуклонно превращался из чисто торпедного корабля в артиллерийско-торпедный. Поэтому усиление огневой мощи эсминцев межвоенного периода происходило в первую очередь за счет увеличения калибра и баллистических характеристик артиллерийских установок.

Дальше всех в этом направлении пошли, пожалуй, советские конструкторы. Эсминцы проекта 7 изначально создавались под «крейсерский» калибр -130 мм. Правда, пушки Обуховского завода с длиной ствола в 55 калибров, бывшие основным оружием крейсеров советского флота в 20-е годы, оказались слишком тяжелыми, и заводу «Большевик» было поручено разработать новые, укороченные на 5 калибров. В 1935 году новая артсистема, получившая обозначение Б-13, была принята на вооружение, а через год началось ее серийное производство.

Любопытно, что первоначально орудия Б-13 создавались под снаряды 55-кали-берных пушек, для чего их оснастили лейнерами с мелкой (глубиной 1 мм) нарезкой. В конце 1936 года решили перейти на лейнеры с глубокой (2,7 мм) нарезкой, под которые были разработаны новые снаряды. Таким образом, одна и та же модель орудия требовала различных боеприпасов, что в годы войны создавало дополнительные проблемы. Например, в ноябре 1941 года на «Громком» пришлось менять почти новые лейнеры АНИМИ на лейнеры НИИ-13 только из-за того, что для первых на Северном флоте кончились снаряды.

Орудие Б-13 в палубной установке со щитом из противопульной брони толщиной 13 мм имело длину ствола 50 калибров, вес 12,8 т, угол вертикального наведения от -5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса — 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (27,5 км). В боекомплект входили также ныряющие снаряды весом 33,14 кг и осветительные весом 34,5 кг. Стрельба ими велась с помощью умень-

1615/2207 т, 106,7x10,15x3,31 м, 44 000 л.с, 38 уз. Вооружение: 2x2-120 мм, 2x1-40 мм, 4-13,2 мм, 2x3 ТА 533 мм.

шм

«Морская коллекция» № 2'96 3

ЭСМИНЦЫ ПРОЕКТА 7

Название, флот

Завод

Строительный номер

Дата

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

1. «Гневный», КБФ

190

С-501

27.11.N

13.7.36

30.10.38

 

2. «Грозный*, СФ

190

С-502

21.12 5

31.7.36

9.12.38

 

3. «Громкий», СФ

190

С-503

29.4.36

6.12.36

31.12.38

 

4. «Грозящий», КБФ

190

С-513

18.6.36

5.1.37

17.9.39

Достроен на

5. «Гордый», КБФ

         

заводе № 189

190

С-514

24.6.36

10.6.37

31.12.38

6. «Гремящий», СФ

190

С-515

23.7.36

12.8.37

28.8.39

 

7. «Стерегущий», КБФ

190

С-516

12.8.36

18.1.38

30.10.39

 

8. «Сторожевой», КБФ

190

С-517

26.8.36

2.10.38

6.10.40

Достроен по пр.7У.

9. «Стойкий», КБФ

190

С-518

26.8.36

26.12.38

18.10.40

Достроен по пр.7У.

10. «Страшный», КБФ

190

С-519

26.8.36

8.4.39

22.6.41

Достроен по пр.7У.

11. «Сильный», КБФ

190

С-520

26.10.36

1.11.38

31.10.40

Достроен по пр 7У

12. «Смелый», КБФ

190

С-521

26.10.36

30.4.39

31.5.41

Достроен по пр.7У

13. «Строгий», КБФ

190

С-523

26.10.36

31.12.39

28.9.41

Достроен по пр 7У

14. «Скорый», КБФ

190

С-524

29.11.36

24.7.39

18.7.41

Достроен по пр.7У.

15. «Свирепый», КБФ

190

С-525

29.11.36

28.8.39

23.6.41

Достроен по пр.7У.

16. «Статный», КБФ

190

С-526

26.12.36

24.12.38

9.7.41

Достроен по пр.7У.

17. «Стройный», КБФ

190

С-527

26.10.36

29.4.40

20.9.41

Достроен по пр.7У.

18. «Стремительный», СФ '

189

С-291

22.8.36

3.2.37

29.11.38

19. «Сокрушительный», СФ 1

189

С-292

29.10.36

23.8.37

13.8.39

 

20. «Славный», КБФ

189

С-293

31.8.36

19.9.39

31.5.41

Достроен по пр.7У.

21. «Сметливый», КБФ

189

С-294

17.9.36

16.7.37

12.12.38

22. «Ловкий», ТОФ

189

С-295

17.9.36

Разобран

           

на стапеле.

23. «Легкий», ТОФ

189

С-296

16.10.36

Разобран

           

на стапеле.

24. «Летучий», ТОФ

189

С-297

27.10.36

5.8.39

31.5.41

Достроен по лр.7У

           

как «Суровый»,

           

КБФ.

25. «Лихой», ТОФ

189

С-298

27.10.36

21.4.39

15.10.41

Достроен по пр 7У

           

как «Сердитый»,

           

КБФ.

26. «Резвый», ТОФ

198

С-228

5.11.35

24.9.37

21.1.40

Достроен

           

на э-де № 202

27. «Решительный», ТОФ

198

С-229

5.11.35

18.10.37

Достраивался

           

на з-де №199,

           

погиб при

           

буксировке 8.11.38

28. «Расторопный», ТОФ

198

С-312

27.2.36

25.6.38

5.1.40

Достроен на

           

з-де № 199

29. «Разящий», ТОФ

198

С-313

27.2.36

24.3.38

20.12.40

Достроен на з-де

           

№202

30. «Бодрый», ЧФ

198

С-314

31.12.35

1.8.36

6.11.38

 

31. «Рьяный», ТОФ

198

С-315

31.12.35

31.5.37

17.8.39

Достроен на э-де

           

№202

32. «Резкий», ТОФ

198

С-319

15.5.36

29.4.40

31.7.42

Достроен на э-де

           

№202

33. «Быстрый», ЧФ

198

С-320

17.4.36

5.11.36

27.1.39

 

34. «Бойкий», ЧФ

193

С-321

17.4.36

29.12.36

9.3.39

 

35. «Беспощадный», ЧФ

198

С-322

15.5.36

5.12.36

22.8.39

 

36. «Ретивый», ТОФ

198

С-323

23.8.36

29.9.39

10.10.41

Достроен на з-де

           

№199

37. «Поспешный», ТОФ

198

С-324

23.8.36

30.4.39

26.8.41

Достроен на з-де

           

№ 199 как

           

«Решительный»

38. «Проворный», ТОФ

198

С-325

23.8.36

22.5.41

28.11.41

Достроен на з-де

           

№ 199 как

           

«Ревностный»

39. «Передовой», ТОФ

198

С-326

15.9.36

22.5.41

27.11.41

Достроен на э-де

           

№199 как

           

«Разъяренный»

40. «Прыткий», ТОФ

198

С-327

25.9.36

6.4.39

9.1.41

Достроен на з-де

         

№ 202 как

           

«Рекордный»

41. «Пылкий», ТОФ

198

С-328

28.9.36

28.9.41

30.11.42

Достроен на з-де

           

№ 199 как «Редкий»

42. «Безупречный», ЧФ

200

С-1069

23.8.36

23.6.37

2.10.39

 

43. «Бдительный», ЧФ

200

С-1070

23.8.36

23.6.37

2.10.39

 

44. «Бурный», ЧФ

200

С-1071

17.8.36

Разобран на

           

стапеле.

45. «Боевой», ЧФ

200

С-1072

17.8.36

Разобран на

           

стапеле.

46. «Бесстрашный», ЧФ )

200

С-1073

23.8.36

25.2.39

30.9.41

Достроен по пр.7У

         

как «Совершенный»

47. «Бесшумный», ЧФ

200

С-1074

23.8.36

25.2.39

8.1.42

Достроен по пр 7У

           

как «Свободный»

48. «Прочный», ТОФ

200

С-1075

7.7.36

30.6.39

20.10.41

Достроен на з-де

         

№ 202 как

           

«Разумный»

49. «Подвижный», ТОФ

200

С-1076

7.7.36

30.9.39

24.6.41

Достроен по пр.7У

           

как «Способный»,

           

ЧФ

50. «Полезный», ТОФ

200

С-1077

15.10.36

26.8.39

10.11.40

Достроен по пр.7У

           

как «Смышленый»,

           

ЧФ

51. «Прозорливый», ТОФ

200

С-1078

15.10.36

26.8.39

24.6.41

Достроен по пр.7У

         

как «Сообразитель-

           

ный», ЧФ

52. «Пронзительный», ТОФ

200

С-1079

15.10.36

Разобран на

           

стапеле

53. «Поражающий», ТОФ

200

С-1080

25.12.36

Разобран на

           

стапеле

шенных зарядов на дальность соответственно 17 и 58 кбт. Живучесть ствола поначалу составляла всего 150-200 выстрелов, но затем благодаря ряду усовершенствований была доведена до вполне приличной величины — около 1100 выстрелов (хотя «паспортное» значение - всего 420 выстрелов). Качающаяся часть снабжалась устройством продувания канала ствола. Боезапас—раздельный, затвор — поршневой, с пластическим обтюратором. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (175 в перегруз), размещался в четырех погребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи. Заряжение осуществлялось вручную, скорострельность зависела от угла возвышения и колебалась в пределах 6-10 выстрелов в минуту. По свидетельству бывшего артиллерийского электрика эсминца «Разумный» К.А.Любимова, на учебных стрельбах на ТОФе достигли скорострельности 13 выстрелов в минуту. Углы обстрела пары носовых орудий «семерки» — от 0° до 14° на оба борта, кормовых — от 14° до 18°.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz