|
|
Граница - это не просто
красная линия на карте.
Граница - это пот и кровь
парней в зеленых фуражках.
Предыдущая Следующая
Прототип «семерки» — итальянский эсминец «Маэстрале» (1934 г.).
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Артиллерия: самая мощная и самая ненужная
Опыт первой мировой войны, считавшийся «критерием истины» для кораблестроителей 20-х и 30-х годов, свидетельствовал, что эсминец как наиболее универсальный корабль флота неуклонно превращался из чисто торпедного корабля в артиллерийско-торпедный. Поэтому усиление огневой мощи эсминцев межвоенного периода происходило в первую очередь за счет увеличения калибра и баллистических характеристик артиллерийских установок.
Дальше всех в этом направлении пошли, пожалуй, советские конструкторы. Эсминцы проекта 7 изначально создавались под «крейсерский» калибр -130 мм. Правда, пушки Обуховского завода с длиной ствола в 55 калибров, бывшие основным оружием крейсеров советского флота в 20-е годы, оказались слишком тяжелыми, и заводу «Большевик» было поручено разработать новые, укороченные на 5 калибров. В 1935 году новая артсистема, получившая обозначение Б-13, была принята на вооружение, а через год началось ее серийное производство.
Любопытно, что первоначально орудия Б-13 создавались под снаряды 55-кали-берных пушек, для чего их оснастили лейнерами с мелкой (глубиной 1 мм) нарезкой. В конце 1936 года решили перейти на лейнеры с глубокой (2,7 мм) нарезкой, под которые были разработаны новые снаряды. Таким образом, одна и та же модель орудия требовала различных боеприпасов, что в годы войны создавало дополнительные проблемы. Например, в ноябре 1941 года на «Громком» пришлось менять почти новые лейнеры АНИМИ на лейнеры НИИ-13 только из-за того, что для первых на Северном флоте кончились снаряды.
Орудие Б-13 в палубной установке со щитом из противопульной брони толщиной 13 мм имело длину ствола 50 калибров, вес 12,8 т, угол вертикального наведения от -5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса — 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (27,5 км). В боекомплект входили также ныряющие снаряды весом 33,14 кг и осветительные весом 34,5 кг. Стрельба ими велась с помощью умень-
1615/2207 т, 106,7x10,15x3,31 м, 44 000 л.с, 38 уз. Вооружение: 2x2-120 мм, 2x1-40 мм, 4-13,2 мм, 2x3 ТА 533 мм.
шм
«Морская коллекция» № 2'96 3
ЭСМИНЦЫ ПРОЕКТА 7
Название, флот
|
Завод
|
Строительный номер
|
Дата
|
Примечания
|
закладки
|
спуска
|
вступления в строй
|
1. «Гневный», КБФ
|
190
|
С-501
|
27.11.N
|
13.7.36
|
30.10.38
|
|
2. «Грозный*, СФ
|
190
|
С-502
|
21.12 5
|
31.7.36
|
9.12.38
|
|
3. «Громкий», СФ
|
190
|
С-503
|
29.4.36
|
6.12.36
|
31.12.38
|
|
4. «Грозящий», КБФ
|
190
|
С-513
|
18.6.36
|
5.1.37
|
17.9.39
|
Достроен на
|
5. «Гордый», КБФ
|
|
|
|
|
|
заводе № 189
|
190
|
С-514
|
24.6.36
|
10.6.37
|
31.12.38
|
6. «Гремящий», СФ
|
190
|
С-515
|
23.7.36
|
12.8.37
|
28.8.39
|
|
7. «Стерегущий», КБФ
|
190
|
С-516
|
12.8.36
|
18.1.38
|
30.10.39
|
|
8. «Сторожевой», КБФ
|
190
|
С-517
|
26.8.36
|
2.10.38
|
6.10.40
|
Достроен по пр.7У.
|
9. «Стойкий», КБФ
|
190
|
С-518
|
26.8.36
|
26.12.38
|
18.10.40
|
Достроен по пр.7У.
|
10. «Страшный», КБФ
|
190
|
С-519
|
26.8.36
|
8.4.39
|
22.6.41
|
Достроен по пр.7У.
|
11. «Сильный», КБФ
|
190
|
С-520
|
26.10.36
|
1.11.38
|
31.10.40
|
Достроен по пр 7У
|
12. «Смелый», КБФ
|
190
|
С-521
|
26.10.36
|
30.4.39
|
31.5.41
|
Достроен по пр.7У
|
13. «Строгий», КБФ
|
190
|
С-523
|
26.10.36
|
31.12.39
|
28.9.41
|
Достроен по пр 7У
|
14. «Скорый», КБФ
|
190
|
С-524
|
29.11.36
|
24.7.39
|
18.7.41
|
Достроен по пр.7У.
|
15. «Свирепый», КБФ
|
190
|
С-525
|
29.11.36
|
28.8.39
|
23.6.41
|
Достроен по пр.7У.
|
16. «Статный», КБФ
|
190
|
С-526
|
26.12.36
|
24.12.38
|
9.7.41
|
Достроен по пр.7У.
|
17. «Стройный», КБФ
|
190
|
С-527
|
26.10.36
|
29.4.40
|
20.9.41
|
Достроен по пр.7У.
|
18. «Стремительный», СФ '
|
189
|
С-291
|
22.8.36
|
3.2.37
|
29.11.38
|
19. «Сокрушительный», СФ 1
|
189
|
С-292
|
29.10.36
|
23.8.37
|
13.8.39
|
|
20. «Славный», КБФ
|
189
|
С-293
|
31.8.36
|
19.9.39
|
31.5.41
|
Достроен по пр.7У.
|
21. «Сметливый», КБФ
|
189
|
С-294
|
17.9.36
|
16.7.37
|
12.12.38
|
22. «Ловкий», ТОФ
|
189
|
С-295
|
17.9.36
|
—
|
—
|
Разобран
|
|
|
|
|
|
|
на стапеле.
|
23. «Легкий», ТОФ
|
189
|
С-296
|
16.10.36
|
—
|
—
|
Разобран
|
|
|
|
|
|
|
на стапеле.
|
24. «Летучий», ТОФ
|
189
|
С-297
|
27.10.36
|
5.8.39
|
31.5.41
|
Достроен по лр.7У
|
|
|
|
|
|
|
как «Суровый»,
|
|
|
|
|
|
|
КБФ.
|
25. «Лихой», ТОФ
|
189
|
С-298
|
27.10.36
|
21.4.39
|
15.10.41
|
Достроен по пр 7У
|
|
|
|
|
|
|
как «Сердитый»,
|
|
|
|
|
|
|
КБФ.
|
26. «Резвый», ТОФ
|
198
|
С-228
|
5.11.35
|
24.9.37
|
21.1.40
|
Достроен
|
|
|
|
|
|
|
на э-де № 202
|
27. «Решительный», ТОФ
|
198
|
С-229
|
5.11.35
|
18.10.37
|
—
|
Достраивался
|
|
|
|
|
|
|
на з-де №199,
|
|
|
|
|
|
|
погиб при
|
|
|
|
|
|
|
буксировке 8.11.38
|
28. «Расторопный», ТОФ
|
198
|
С-312
|
27.2.36
|
25.6.38
|
5.1.40
|
Достроен на
|
|
|
|
|
|
|
з-де № 199
|
29. «Разящий», ТОФ
|
198
|
С-313
|
27.2.36
|
24.3.38
|
20.12.40
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
|
№202
|
30. «Бодрый», ЧФ
|
198
|
С-314
|
31.12.35
|
1.8.36
|
6.11.38
|
|
31. «Рьяный», ТОФ
|
198
|
С-315
|
31.12.35
|
31.5.37
|
17.8.39
|
Достроен на э-де
|
|
|
|
|
|
|
№202
|
32. «Резкий», ТОФ
|
198
|
С-319
|
15.5.36
|
29.4.40
|
31.7.42
|
Достроен на э-де
|
|
|
|
|
|
|
№202
|
33. «Быстрый», ЧФ
|
198
|
С-320
|
17.4.36
|
5.11.36
|
27.1.39
|
|
34. «Бойкий», ЧФ
|
193
|
С-321
|
17.4.36
|
29.12.36
|
9.3.39
|
|
35. «Беспощадный», ЧФ
|
198
|
С-322
|
15.5.36
|
5.12.36
|
22.8.39
|
|
36. «Ретивый», ТОФ
|
198
|
С-323
|
23.8.36
|
29.9.39
|
10.10.41
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
|
№199
|
37. «Поспешный», ТОФ
|
198
|
С-324
|
23.8.36
|
30.4.39
|
26.8.41
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
|
№ 199 как
|
|
|
|
|
|
|
«Решительный»
|
38. «Проворный», ТОФ
|
198
|
С-325
|
23.8.36
|
22.5.41
|
28.11.41
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
|
№ 199 как
|
|
|
|
|
|
|
«Ревностный»
|
39. «Передовой», ТОФ
|
198
|
С-326
|
15.9.36
|
22.5.41
|
27.11.41
|
Достроен на э-де
|
|
|
|
|
|
|
№199 как
|
|
|
|
|
|
|
«Разъяренный»
|
40. «Прыткий», ТОФ
|
198
|
С-327
|
25.9.36
|
6.4.39
|
9.1.41
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
№ 202 как
|
|
|
|
|
|
|
«Рекордный»
|
41. «Пылкий», ТОФ
|
198
|
С-328
|
28.9.36
|
28.9.41
|
30.11.42
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
|
№ 199 как «Редкий»
|
42. «Безупречный», ЧФ
|
200
|
С-1069
|
23.8.36
|
23.6.37
|
2.10.39
|
|
43. «Бдительный», ЧФ
|
200
|
С-1070
|
23.8.36
|
23.6.37
|
2.10.39
|
|
44. «Бурный», ЧФ
|
200
|
С-1071
|
17.8.36
|
—
|
—
|
Разобран на
|
|
|
|
|
|
|
стапеле.
|
45. «Боевой», ЧФ
|
200
|
С-1072
|
17.8.36
|
—
|
—
|
Разобран на
|
|
|
|
|
|
|
стапеле.
|
46. «Бесстрашный», ЧФ )
|
200
|
С-1073
|
23.8.36
|
25.2.39
|
30.9.41
|
Достроен по пр.7У
|
|
|
|
|
|
как «Совершенный»
|
47. «Бесшумный», ЧФ
|
200
|
С-1074
|
23.8.36
|
25.2.39
|
8.1.42
|
Достроен по пр 7У
|
|
|
|
|
|
|
как «Свободный»
|
48. «Прочный», ТОФ
|
200
|
С-1075
|
7.7.36
|
30.6.39
|
20.10.41
|
Достроен на з-де
|
|
|
|
|
|
№ 202 как
|
|
|
|
|
|
|
«Разумный»
|
49. «Подвижный», ТОФ
|
200
|
С-1076
|
7.7.36
|
30.9.39
|
24.6.41
|
Достроен по пр.7У
|
|
|
|
|
|
|
как «Способный»,
|
|
|
|
|
|
|
ЧФ
|
50. «Полезный», ТОФ
|
200
|
С-1077
|
15.10.36
|
26.8.39
|
10.11.40
|
Достроен по пр.7У
|
|
|
|
|
|
|
как «Смышленый»,
|
|
|
|
|
|
|
ЧФ
|
51. «Прозорливый», ТОФ
|
200
|
С-1078
|
15.10.36
|
26.8.39
|
24.6.41
|
Достроен по пр.7У
|
|
|
|
|
|
как «Сообразитель-
|
|
|
|
|
|
|
ный», ЧФ
|
52. «Пронзительный», ТОФ
|
200
|
С-1079
|
15.10.36
|
—
|
—
|
Разобран на
|
|
|
|
|
|
|
стапеле
|
53. «Поражающий», ТОФ
|
200
|
С-1080
|
25.12.36
|
—
|
—
|
Разобран на
|
|
|
|
|
|
|
стапеле
|
шенных зарядов на дальность соответственно 17 и 58 кбт. Живучесть ствола поначалу составляла всего 150-200 выстрелов, но затем благодаря ряду усовершенствований была доведена до вполне приличной величины — около 1100 выстрелов (хотя «паспортное» значение - всего 420 выстрелов). Качающаяся часть снабжалась устройством продувания канала ствола. Боезапас—раздельный, затвор — поршневой, с пластическим обтюратором. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (175 в перегруз), размещался в четырех погребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи. Заряжение осуществлялось вручную, скорострельность зависела от угла возвышения и колебалась в пределах 6-10 выстрелов в минуту. По свидетельству бывшего артиллерийского электрика эсминца «Разумный» К.А.Любимова, на учебных стрельбах на ТОФе достигли скорострельности 13 выстрелов в минуту. Углы обстрела пары носовых орудий «семерки» — от 0° до 14° на оба борта, кормовых — от 14° до 18°. Предыдущая Следующая
|